Место курса в профессиональной подготовке выпускников

К.А. Клочко

ОСНОВЫ ТЕОРИИ
КОММУНИКАЦИИ

Курс лекций

Пермь 2012


ББК 88.53

Л 32

Составитель: канд. филол. наук К.А. Клочко

Рецензенты: д-р филол. наук, профессор Пермского государственного педагогического университета Ю.А. Левицкий;

канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Пермского института экономики и финансов О.И. Чудова

Основы теории коммуникации. Курс лекций: для студентов направления «Реклама и связи с общественностью» / Сост.: К.А. Клочко – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2012 – 96 с.

Курс лекций по дисциплине «Основы теории коммуникации» ориентирован на студентов всех форм обучения направления «Реклама и связи с общественностью».

Курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и составлен в соответствии с рабочей программой курса. В настоящем курсе лекций рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с коммуникацией в структуре человеческой деятельности, рассмотрены основные виды коммуникации, а также некоторые технологии эффективного общения. Приведены вопросы для самоконтроля.

Утверждено на заседании кафедры рекламы и связей с общественностью.

Протокол № 2 от 2 октября 2011 г.

Издается по решению Учебно-методического СоветаАНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов». Протокол № 02/УМС от 17 октября 2011 г.

© Клочко К.А., 2012

© АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2012

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение. 3

РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3

Тема 1 Необходимость коммуникации в животном мире и человеческом обществе. 3

РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ КОММУНИКАЦИИ.. 3

Тема 2 Подходы к процессу коммуникации и их эволюция. Модели коммуникации. 3

Тема 3 Интерактивный коммуникативный процесс и его компоненты.. 3

РАЗДЕЛ III ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ.. 3

Тема 4 Семиотика как наука о знаках и знаковых системах. 3

Тема 5 Уровни и единицы языковой системы.. 3

Тема 6 Понятие текста. Типология и семантика текста. 3

РАЗДЕЛ IV ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ.. 3

Тема 7 Сферы и функции коммуникации. 3

Тема 9 Речевое воздействие и взаимодействие. 3

Тема 10 Виды и формы коммуникации. Специфика массовой коммуникации. 3

РАЗДЕЛ V КОММУНИКАЦИЯ И МИФ.. 3

Тема 11 Понятие мифа. Модели мифологической коммуникации. 3

РАЗДЕЛ VI СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ.. 3

Тема 12 Краткая история медиа и перспективы развития средств медиа. 3

РАЗДЕЛ VII ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ.. 3

Тема 13 Модели стратегического общения. 3

Список использованных источников. 3


Введение

Современный мир быстро меняется. Одним из центральных процессов, происходящих в настоящий момент, является глобализация, в связи с чем возрастает потребность в высококлассных специалистах в различных сферах деятельности. В первую очередь это касается связей с общественностью, поскольку результатом процесса глобализации является укрупнение и расширение общественных институтов и организаций, которым требуется обеспечить коммуникацию как между собой, так и с обществом, и с государством. Независимые друг от друга равноценные организации порождают новое коммуникативное пространство. Кроме того, исследования показывают, что работодателям требуется все большее количество сотрудников, обладающих достаточным уровнем коммуникативной компетенции. Доклады, презентации, мозговые штурмы, переговоры, собеседования в наши дни являются неотъемлемой частью деловой коммуникации.

Таким образом, общество стало зависеть от того, насколько быстро и эффективно осуществляется в нем коммуникация. В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Особенности и закономерности указанных процессов можно изучать в многообразных аспектах, однако знакомство с кругом проблем, связанных с процессом коммуникации, целесообразно начать с дисциплины «Основы теории коммуникации».

Цель курса

Познакомить студентов с основными положениями теории коммуникации для лучшего понимания принципов и процессов протекания речевого общения человека.

Задачи курса

· показать значение дисциплины в профессиональной деятельности специалистов в области рекламы и связей с общественностью;

· научить студентов оперировать основными терминами и понятиями в области теории коммуникации;

· ознакомить студентов с основными подходами к процессу коммуникации;

· ознакомить студентов с основными моделями процессов порождения, восприятия и интерпретации сообщений;

· научить ориентироваться в новых формах коммуникационного пространства, отвечающих потребностям информационного общества

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Основы теории коммуникации» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении гуманитарных, общественных и социально-экономических дисциплин. Необходимой базой для освоения курса являются знания и навыки, полученные при изучении дисциплин «Введение в языкознание», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Информатика», «Менеджмент» и ряда других.

«Основы теории коммуникации» и «Введение в языкознание» формируют необходимые знания для данного курса в области теории языка и речевого взаимодействия.

«Основы теории коммуникации» и «Русский язык и культура речи» углубляют знания студентов в области языка и стиля.

«Основы теории коммуникации» и «Иностранный язык» позволяют расширить знания в области языка и стиля за счет изучения и сравнения языковых норм иностранного языка и русского.

«Основы теории коммуникации» и «Информатика». Применение знаний и навыков из области теории информации позволяет лучше понять модели коммуникации в различных областях гуманитарного знания.

«Основы теории коммуникации» и «Менеджмент». Управление социально-экономическими системами невозможно без каналов коммуникаций, а, следовательно, и без изучения теоретических основ процесса общения.

Курс «Основы теории коммуникации» включает в себя следующие разделы:

· Основные положения курса;

· Основные подходы к процессу коммуникации;

· Принципы осуществления коммуникации;

· Типология коммуникации;

· Коммуникация и миф;

· Современные формы коммуникации;

· Технологии эффективного общения.

Дисциплина в основном имеет теоретический характер, поэтому знания и навыки, полученные студентами при освоении данного курса, призваны служить основой для освоения техник и методик управления процессом коммуникации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: