Кафедра «Гуманитарных дисциплин»
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине «Практикум по экспериментальной психологии и психодиагностики»
Специальности 5В050300 - Психология
Актобе, 2017
ГЛОССАРИЙ
Автобиографии психологические — 1) совокупность приемов получения данных психологического анамнеза; 2) совокупность сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути индивида, отношении к прожитому и особенностях предвосхищения (антиципации); 3) сбор данных, включающий наиболее общие сведения об испытуемом и особенностях формирования его личности.
Адаптация теста — комплекс мероприятий, обеспечивающих соответствие теста новым условиям его применения. Выделяют основные этапы А.т.: 1) анализ исходных теоретических положений автора теста; 2) перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, который завершается экспертной оценкой их соответствия оригиналу; 3) проверка валидности и надежности теста в соответствии с психометрическими требованиями; 4) стандартизация теста на требуемых выборках.
|
|
Беседа — диалогический метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
Биографические методы — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Бланк обследования — специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования; подразделяется на: 1) рабочие листы для испытуемых и 2) формы для обработки и интерпретации данных обследования экспериментатором.
Близнецовые исследования — метод фиксации сходства близнецов для оценки относительной роли наследственности и среды в проявлении межиндивидуальных вариаций измеряемого признака.
Валидизации критерий — непосредственная и независимая от вали-дизируемого теста мера психического свойства, на измерение которого направлена психодиагностическая методика.
Валидиость (от англ. valid — действительный, пригодный, имеющий силу) — комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности психодиагностической процедуры по отношению к ним. Понятие, указывающее на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.
Валидность диагностическая (конкурентная) оценивает способность теста различать (дифференцировать) субъектов по изучаемому признаку. Анализ В.д. имеет отношение к установлению соответствия показателей теста реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования. Примером определения этого типа валидности может быть исследование по методу контрастных групп.
|
|
Валидность конструктивная — оценивает степень представленности исследуемого психологического конструкта в результатах теста.
Валидность критериальная — комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемой способности.
Валидность прогностическая — показатель методики, характеризующий степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом качестве по результатам обследуемого через определенное время после измерения.
Валидность содержательная — характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.
Выборки объем — число элементов, включенных в совокупность выборочную. В.о. определяется: а) задачами исследования; б) степенью однородности совокупности генеральной, которую данная выборка репрезентирует; в) величиной доверительной вероятности (Р), при которой гарантируется достоверность результата исследований; д) требуемой точностью результатов, т. е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности.
Гало-эффект (от греч. halps — круг, диск) — тенденция диагноста, производящего оценку (интерпретацию) и готовящего заключение, поддаваться чрезмерному влиянию какого-либо одного свойства (особенности) личности, вызывающего у него благоприятное или неблагоприятное отношение к обследуемому и оказывающего воздействие на суждения обо всех других его особенностях. Определение свойств личности через конкретные формы поведения способствует уменьшению воздействия Г-э.
Диагноз психологический — результат деятельности психодиагноста, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психических особенностей субъекта с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяв* мых задачей психодиагностического исследования.
Дисперсионный анализ — аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака. Метод основан на разложении общей дисперсии на составляющие компоненты, сравнивая которые, можно определить долю общей вариации изучаемого (результирующего) признака, обусловленную действием на него как регулируемых, так и не учтенных в опыте факторов.
Достоверность различия (сходства) — аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий (или сходства) между выборками по изучаемым показателям (переменным).
«Завершение предложения» методики {Sentence-Completion Techniques) — вид проективных методик исследования и диагностики личности, в котором необходимо завершить начатые предложения собственными, спонтанно возникающими вариантами словосочетаний. Указанный вид методик является результатом развития тестов словесных ассоциаций.
Измерение (в психологии) — выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений.
Инструкция — руководство по выполнению тестовой процедуры, предъявляемое обследуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание соответствующей (адекватной) мотивации, установки субъекта на обследование. Общие требования к И. включают простоту, понятность, краткость, использование примеров.
Интеллекта коэффициент (от англ. Intelligence Quotient, IQ) ~- количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Форма И.к. имеет следующий вид:
И. к. - {умственный возраст / хронологический возраст) х 100.
Интервью (в психологии) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Келли репертуарных решеток техника (Repertory Grid Technique) — метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностных смыслов. Предложен Г Келли в 1955 г.
|
|
Кластерный анализ — математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (например, испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры и таксоны) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы.
Контент-анализ — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видиозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследований выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.
Корреляции коэффициент — показатель связи (зависимости) двух или нескольких признаков (переменных).
Корреляции коэффициенты дихотомические — показатели связи признаков (переменных), измеряемых в дихотомической шкале наименований.
Корреляционный анализ — комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями. Корреляционными (лат. correlatio — соотношение, связь, зависимость) считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно нелинейная их зависимость. Другими словами, значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего.
Корреляция ранговая — метод корреляционного анализа, позволяющий оценить отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения. Наиболее часто К.р. применяется для анализа связи между признаками, измеряемыми в порядковых шкалах.
Лабораторный эксперимент — разновидность эксперимента, проводимого в специально оборудованных условиях, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.
|
|
Личностный конструкт — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон (референтная ось), с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других.
Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее оценить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.
L-данные (Life Record Data) — данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения, познания и совместной деятельности.-М.о. — система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Миннесотскнй многоаспектный личностный опросник (Mynnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — личностный опросник. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. В, MMPI реализован типологический подход к изучению и диагностике личности. Занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях; состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность / женственность, паранойя, психостения, шизофрения, гипома-ния, социальная интроверсия.
Моделирование (в психологии) — исследование психических процессов и состояний при помощи их физических или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.
Надежность — характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних факторов.
Несуществующее животное — проективная методика исследования личности; предложена М.З. Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное и дать ему ранее не существовавшее имя. Методика Н.ж. направлена на диагностику личностных особенностей и ее творческого потенциала.
Нормальное распределение — вид распределения переменных. Н.р. наблюдается при изменении признака (переменной) под влиянием множества относительно независимых факторов. График уравнения Н.р. представляет собой симметричную унимодальную колоколообразную кривую, осью симметрии которой является вертикаль (ордината), проведенная через точку.
Нормы тестовые — количественные и (или) качественные, критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами процедуры измерения. В качестве таких критериев могут выступать статистические показатели выборки стандартизации, различные признаки-симптомы, свидетельствующие об определенном уровне выраженности диагностируемых качеств.
Область применения теста — характеристика методики (теста), указывающая на особенности контингента обследуемых, для которого предназначен тест.
Опросники — группы психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Они предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. О. относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на О. личностные, О. состояния и настроения и О.-анкеты.
Опросники биографические — группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы О.б. относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям.
Опросники интересов — группа опросников, предназначенных для выявления интересов. О.и., как и опросники установок, в зависимости от степени «насыщенности» личностными показателями могут быть отнесены как к личностным опросникам, так и к опросникам-анкетам.
Опросники личностные — разновидность опросников, конструируемых в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. О.л. могут быть подразделены по основной направленности на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.
Патохарактерологическнй диагностический опросник (ПДО) — личностный опросник для оценки типа акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитии и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14—18 лет).
Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу) — методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования П. была предложена в начале 30-х годов. Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, т. е. пиктографически записать ряд понятий.
Пилотажное исследование — пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое для проверки качества подготовки основного исследования. Основная функция П.и. заключается в уточнении задач и выдвинутых на основе теоретического исследования гипотез. Нередко в результате П.и. формируются новые гипотезы. В психологической диагностике П.и. имеет большое значение как форма проверки рациональности и обоснованности выбора контингента исследования, арсенала методик, отлаживания процедуры, сбора информации, взаимодействия между лицами, проводящими обследование.
Проективные методики (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности, в основе которых лежит принцип психологической проекции. Наиболее характерной
чертой П.м. является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабо структурированных) стимулов, которые обследуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.
Проекция (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — процесс и результат постижения и порождения значений, проявляющийся в бессознательном или осознанном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.
Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos ~- способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностические ситуации — ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность психодиагноста и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психодиагностических средств. Принято говорить о П.с: экспертизы, консультирования, платного участия, научного сотрудничества и т. п.
Психодиагностический метод — исследовательско-измерительный метод психологической науки. П.м. имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии, неэкспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной особенностью П.м. является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований: стандартизации инструмента измерения, его надежности, валидности и достоверности, регламентации процедуры обследования и др. Задача, стоящая перед П.м., не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.
Психодиагностическое обследование — деятельность психодиагноста, конечным результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три основных этапа П.о.: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).
Психологическое тестирование {psychological testing) — 1) процесс обследования с помощью психологического теста (тестов); 2) направление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения яндивидуально-психологических различий. Понятие «П.т.» во 2-м значении близко понятию «психологическая диагностика».
Психология дифференциальная — направление психологических исследовании, которое «занимается изучением поведения и свойств личности, имеющих значительный разброс» (П. Хофсттатер). Предметные области П.д. и психологической диагностики совпадают. Предпринимались попытки отделить П.д. от психологического тестирования. При этом указывалась ориентация П.д. на познание, проникновение в сущность, природу индивидуальных различий, а за психологическим тестированием оставляли исключительно их измерение. Такая позиция ведет к разрыву между теорией и практикой измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Равена прогрессивные матрицы {Raven Progressive Matrices) — тест интеллекта для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Рп.м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора G — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Рп.м.: черно-белые и цветные матрицы.
Репрезентативность (от франц. representatif — показательный) — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Р означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью может считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению.
Респондент (от англ. respondent — отвечающий) — участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.
Розенцвейга рисуночной фрустрации методика (Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study) — проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство). Стимульный материал Ер.ф.м. состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, куда обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ.
Роршаха тест (Rorschach Test) — проективная методика исследования личности. Создана Г Роршахом в 1921 г. Стимульный материал Р.т. состоит из 19 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (так называемые пятна Роршаха). Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Совокупность полученных отношений позволяет создать единую уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.
Самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.).
Семантический дифференциал (от греч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам, при анализе социальных установок, ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т. д. Техника С.д., разработанная Ч. Осгудом (1957), предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми.
Сонди тест (Szondi Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована Л. Сонди в 1939 г. Стимульный материал Ст. состоит из 47 стандартных карточек с портретами психически больных людей (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая шизофрения, параноидная шизофрения, депрессия и мания). Диагностирует основные влечения человека.
Стандартизация (от англ. standard — типовой, нормальный) — унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.
Степень свободы — характеристика распределения, используемая при проверке статистических гипотез. Обозначается символами rf/или п''. В вариационной статистике понятие Сс. отражает степень произвольности вариантов заполнения определенных групп, на которые квантифицируется распределение.
Субъективное семантическое пространство (от лат. subhectum — подлежащее и греч. semantikos — обозначающий) — модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п.
Тематический апперцепции тест (Thematic Apperception Test, TAT) — проективная методика исследования личности. Создана X. Морган и Г Мюрреем в 1935 г. Стимульный материал Т.а.т. — стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию.
Теста стимульный материал — объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты, их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов.
Тестовая батарея — совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.
Тесты аппаратурные (устар.) — методики, подразумевающие применение технических (электронных) устройств разной сложности, позволяющих получать релевантную задаче информацию об обследуемом.
Тесты бланковые (устар., синоним — тесты «карандаш—бумага») — тесты, задания которых предъявляются на специально разработанных бланках обследования, предусматривающих самостоятельную работу с ними испытуемого (групп испытуемых).
Тесты вербальные — тесты, в которых материал тестовых задач представлен в вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме.
Тесты групповые — методики, предназначенные для одновременного обследования группы испытуемых. Т.г. не следует смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп, коллективов и т. д. Основной целью разработки этого вида психодиагностических методик в свое время явилось стремление повысить эффективность практических служб психодиагностики за счет увеличения контингентов обследуемых.
Тесты достижений — тип психодиагностических методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений, навыков.
Тесты интеллекта (от лат. intellectus — понимание, познание) — тесты общих способностей; выявляют умственный потенциал индивида. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.
Тесты компьютерные — 1) тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ; 2) тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.
Тесты креативности (от лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей человека.
Тесты критериально-ориентированные — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи.
Тесты объективные — вид тестов, данные по которым могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию. Понятие «Т.о.» введено Е Кэттеллом (1957). Наиболее существенной особенностью таких тестов является сокрытие цели обследования от испытуемого. Не имея представления об истинной направленности методики, обследуемые лишаются возможности произвольно искажать результаты.
Тесты результативности (от англ. power tests) — тип методик, ориентированных на измерение или констатацию результата, достигнутого испытуемым при выполнении тестового задания. При этом показатель скорости работы испытуемого не принимается во внимание или имеет второстепенное значение. В этом отношении Т.р. противоположны тестам скорости.
Тесты скорости (от англ. speed tests) — тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Типичные Т.е. обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материала выбирается таким образом, чтобы за отведенное (постоянное для всех испытуемых) время ни один из обследованных не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий.
Тесты специальных способностей — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности.
Уровень значимости — понятие математической статистики, отражает степень вероятности ошибочного вывода относительно статистической гипотезы о распределении признака, проверяемой на основе выборочных данных.
Ценностные ориентации (в социальной психологии) (от франц. orientation — установка) — 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидов по их значимости.
Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.
«Шестнадцать личностных факторов» опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire 16 PF) — опросник личностный. Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт.
Шкалирование (от англ. scaling — определение масштаба, единицы измерения) — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем.
Школьный тест умственного развития (ШТУР) — тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся VI— VIII классов. ШТУР состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста); 2. Аналогии; 3. Классификация; 4. Обобщение; 5. Числовые ряды. Состав субтестов типичен для большинства вербальных тестов интеллекта. Включаемые в субтест пункты отобраны на основе психологического анализа учебных программ и учебников VI—VIII классов общеобразовательной школы.
ЛЕКЦИИ
В лекционных занятиях представлены материалы, посвященные научной методологии науки экспериментальной психологии, раскрыты особенности проведения эксперимента, методы проведения различных типов эксперимента.
Лекция №1
Тема: Типы диагностических методик
1. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
2. Способы классификации психодиагностических методик
1. Психологическая диагностика в настоящее время обладает большим количеством методик, соответствующих основным требованиям к их разработке и проверке, но различающихся как по содержанию, так и по способам извлечения диагностической информации. Знакомство с основными типами диагностических методик при понимании их специфики и сферы применения является существенным компонентом знания современного психодиагноста.
Вместе с тем авторы книги не ставили своей целью описать все многообразие методик, разработанных специалистами и составляющих инструментарий психодиагноста. Читатели будут ознакомлены лишь с некоторыми наиболее известными и применяемыми в отечественной практике методиками, которые могут рассматриваться в качестве иллюстрации методов диагностики (совокупности способов и приемов оценки психологических свойств, имеющих существенные сходные признаки).
Специфические особенности каждого метода определяют возможности и трудности в работе с ним, достоинства и недостатки его использования, характер извлекаемой с его помощью информации, способы анализа и интерпретации результатов, вероятные ошибки. Важность знания такого рода очевидна как для разработчиков и пользователей психодиагностических методик, так и для заказчиков диагностических обследований, учитывающих их результаты в своей практической деятельности.
Например, уровень доверия к диагнозу определяется тем, какие методики были использованы (опросники, тесты или проективные), насколько сложными были процедуры проведения и анализа, насколько зависима трактовка данных обследования от квалификации диагноста и пр.
Помимо этого трудность постановки диагноза связана с тем, что результатов одной методики недостаточно, какой бы совершенной она ни была. Психодиагносты, считая, что результаты любой методики должны сопровождаться дополнительными данными об индивиде, включают в число своих методов наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Поэтому заблуждаются те, кто наивно называет психодиагностов тестологами — специалист в области психодиагностики должен владеть неформализованными методами и использовать их на практике. Понимая специфику этих методов, он обязан знать критерии и принципы их диагностического использования.
Классификация диагностических методик служит целям упорядочения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики.
В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
1. понимание объекта измерения;
2. направленность измерения;
3. характер методов измерения.
Основание | Номотетический подход | Идеографический подход |
Понимание объекта измерения | Понимание личности как набора свойств | Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения | Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности | Распознавание индивидуальных особенностей личности |
Методы измерения | Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой | Проективные методики и идеографические техники |
2. Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. по психической активности испытуемых:
o интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
o экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
o проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
o исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2. по назначению:
o общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
o тесты профессиональной пригодности;
o тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
o тесты достижений;
3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
o бланковые;
o предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
o аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5. по форме ответа: устные и письменные;
6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
o объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
o стандартизованные самоотчеты:
§ тесты-опросники, открытые опросники;
§ шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
§ индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;
o проективные техники;
o диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ | ДИАЛОГИЧЕСКИЕ |
тесты многие опросники шкальные техники | беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики |
Лекция №1 Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете номотетический подход?
2. Дайте характеристику классификации психодиагностческих методов по Й. Шванцере?
3. Опишите достоинства классификации методов Бодолева, Столина.
Лекция № 2
Тема: Строго формализованные методики. Тесты
План:
1. Понятие теста
2. Определение норм теста
1. Понятие теста
В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения" (Морозов С.М., 1989). "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" (Анастази А., 1999, с.139). "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" (Гайда В.К., 1982, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты:
во-первых,тест – один из методов измерения в психодиагностике
наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.;
во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;
в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.
Объективность, валидность и надежность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы. Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых "сырых баллах".
Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.
Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:
1. единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;
2. единообразие оценки выполнения теста;
3. определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.
Этапы стандартизации
На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.
Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:
1. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
2. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.
3. Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.
4. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.
5. Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.
6. Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
7. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.
8. Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.
Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).
Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.
Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:
Школьные нормы | разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны. |
Профессиональные нормы | устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.). |
Локальные нормы | устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака – возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками. |
Национальные нормы | разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации. |
Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.
Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.
Определение норм теста
На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат – это не единственное число, а диапазон значений (см. рис. 1: зона средних значений – 43, 44, 45 баллов). Существуют определенные правила формирования такой группы испытуемых, или, как ее иначе называют, выборки стандартизации.
Правила формирования выборки стандартизации:
1. выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей (например, тест Амтхауэра), то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста;
2. выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д. Под популяцией понимается, например, группа дошкольников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.
Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика – кривой нормального распределения. Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы. Например, на рис.1 изображена кривая нормального распределения для теста "Прогрессивные матрицы Равена".
Чаще всего в руководствах к тому или иному тесту можно встретить выражения нормы не в виде сырых баллов, а в виде стандартных производных показателей. То есть нормы к данному тесту могут быть выражены в виде Т-баллов, децилей, процентилей, станайнов, стандартных IQ и др. [11] Перевод сырых значений (первичных показателей) в стандартные (производные) делается для того, чтобы результаты, полученные по разным тестам, можно было сравнивать между собой.
Производные показатели получаются путем математической обработки первичных показателей.
Первичные показатели по разным тестам нельзя сравнивать между собой по причине того, что тесты имеют различное внутреннее строение. Например, IQ, полученный с помощью теста Векслера, нельзя сравнивать с IQ, полученным с помощью теста Амтхауэра, так как эти тесты исследуют разные особенности интеллекта и IQ как суммарный показатель по субтестам складывается из показателей разных по строению и содержанию субтестов.
"Любая норма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностью людей, для которых она вырабатывалась... Применительно к психологическим тестам они (нормы) никоим образом не абсолютны, не универсальны и не постоянны. Они просто выражают выполнение теста испытуемыми из выборки стандартизации" А.Анастази
Лекция № 2 Вопросы для самоконтроля
- Как можно добиться объективности теста?
- Для чего проводится стандартизация теста?
- Дайте характеристику понятию «Выборка стандартизации»
Лекция № 3
Тема: Виды тестов
План:
1. Тесты интеллекта
2. Тесты способностей
3. Тесты личности