Конфликтов в школе
Полностью изжить конфликты между подростками в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, насколько успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, меняется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом детерминирует деятельность и поведение людей.
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие довольно разнообразно.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит примером для воспроизводства подобных отношений со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями (О. Осадько). Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают менее конфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тех тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характерно для тех классов, где учитель использует авторитарный стиль общения, особенно среди учеников старшего школьного возраста.
|
|
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты между учениками, регулировать их. В зависимости от ситуации возможно административное вмешательство, а порой — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.
Для профилактики конфликтов между учителями директору школы следует организовать оптимальное управление всеми школьными коллективами, в первую очередь педагогическим. Как считают А.С. Гусева, А.А. Васильев, В.В. Козлов, Б.В. Хомяков, этому могут способствовать следующие факторы.
Во-первых, нельзя допускать, чтобы учитель (ученик) получал противоречивые указания от многочисленных руководителей и старших.
Во-вторых, необходимо четко определить функциональные обязанности и меру ответственности всех учителей и обслуживающего персонала школы.
В-третьих, следует равномерно и грамотно распределить учебную нагрузку педагогов в течение дня и недели,
|
|
Глава 5
а также спланировать деятельность всех школьных коллективов в течение учебного года, так как нестабильность рабочего графика и его неравномерность в течение учебного периода порождает стресс и излишнюю психическую! напряженность.
В-четвертых, необходимо учитывать, что значительная часть педагогов не находит в своей деятельности элементов творчества и тяготится низкой социальной значимостью своей профессии.
Значительное количество конфликтов в образовательных учреждениях возникает вследствие психологической несовместимости (по данным исследования — 12%). Если учесть, что чаще всего конфликтная ситуация возникает между руководителем и подчиненным (по данным опроса, 36% от общего количества конфликтов в учреждении), то руководитель должен учитывать фактор психологической несовместимости в общении с подчиненными. Важно отметить, что конфликты, вызванные психологической несовместимостью, могут иметь много причин, поэтому разрешать их очень сложно. К основным причинам возникновения данного рода конфликтов относятся:
взаимное непонимание, когда любое деловое замечание руководителя воспринимается как ущемление прав и посягательство на личное достоинство;
психическое насыщение, когда однообразие лиц и условий работы вызывает отрицательные эмоции;
негативные черты характера;
несоблюдение общепринятых норм поведения;
несовместимость ролевых функций;
психологическая деформация личности.
Какие же факторы препятствуют возникновению конфликтов между учителями и в звене «учитель—администрация»?
По мнению ряда авторов, в первую очередь необходимо назвать выверенную кадровую политику. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только квалификационных показателей, но и психологических качеств школьных педагогов существенно уменьшают вероятность возникновения конфликтов.
Важным фактором предотвращения конфликта является высокий авторитет руководителя образовательного учреждения, который формируется на основе его личностно-
— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ———
профессиональных и нравственных качеств и является залогом стабильности отношений в школьных коллективах.
Как правило, конфликты возникают редко там, где господствуют порядок и дисциплина. Организованный коллектив отличается высокой устойчивостью. Неполная загруженность работников, отсутствие деловой основы в коллективе — вот те причины, которые могут вызывать конфликтные ситуации. Хорошим стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов в коллективе, является наличие в нем положительных традиций, которые могут стать дополнительной составляющей социальной регуляции поведения.
Сильное влияние на частоту возникновения конфликтов в педагогическом и ученическом коллективах школы оказывает стиль руководства администрации школы, прежде всего ее директора. Заметно изменившиеся условия существования и работы общеобразовательной школы требуют перемен и в стиле руководства. В условиях стабильности и государственной опеки школы административный стиль управления в чем-то оправдывал себя и не наносил заметного вреда. Сегодня, когда в течение многих предшествующих лет общеобразовательная школа была фактически брошена на произвол судьбы, требуется иной, более бережный стиль руководства. «Израненная» школа не выдерживает административного прессинга, который легко переносила «здоровая» школа. Оптимизация стиля руководства общеобразовательной школой может в какой-то степени компенсировать негативные последствия плохо продуманных реформ, проходивших последние пятнадцать лет.
Таблица 15