По Конституции в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решения по вопросам войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.
За союзной республикой сохранял ось право выхода из Союза, ее территория могла быть Изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.
Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.
Юрисдикция республиканских органов стала распространяться па те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза.
Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями.
Реконструкция политической системы, государственного аппарата и народного хозяйства СССР в 30-40-е гг.
На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП (б) – ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной.
Административно-командная система
Партийная власть быстро срасталась с властью государственною аппарата, и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии - это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти - они являются также командным составом руководящих государственных органов.
Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия - орден меченосцев».
В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестоким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских военных хозяйственных, репрессивных и иных органах.
Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым - «выдающимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней».