Когда в субботний вечер, завершив свою трудовую неделю, православный христианин приходит в храм ко всенощному бдению, его всегда встречают новые напевы воскресных стихир на Господи, воззвах, и он входит в празднование святого дня Воскресения Господня.
Под эту всегда новую – и в звуке, и в слове – трактовку величайшего события в жизни христианина – Воскресения Христова он просматривает свою жизнь, ее минувшие события и простирается вперед, за все славословя и благодаря Бога, обретая необходимую ему силу для стояния, пребывания в жизни.
Человеку необходимо, с одной стороны, нечто устойчивое, постоянное, такое, как праздник, день его отдыха – Воскресение Христово; с другой стороны, ему потребны и смена впечатлений, богатство воздействия на его чувства, анализаторы мира для того, чтобы он имел верную, крепкую и полную радость, в силе которой он должен оправдывать свое предназначение. И вот эту-то радость восприятия Бога, духовного мира, Христа, воскресающего в каждой воскресной всенощной, он обретает в православном богослужении и вместе со своими ближними входит за этой всенощной в прославление домостроительства Господня.
|
|
Этим разнообразием напевов стихир, антифонов и канонов, по церковному выражению, гласов, так же как и словесным изображением таинства Христова Воскресения, православный христианин обязан творчеству преподобного Иоанна Дамаскина, церковного гимнографа VIII века. ОКТОИХ, или Осмогласник, в разделе воскресного богослужения есть по преимуществу детище преподобного Иоанна Дамаскина, и особой его заслугой является упорядочение напевов, разделение их на восемь гласов. Эти восемь гласов, их чередование из недели в неделю, их последовательность приняты для всей Православной Церкви, где бы ни были расположены ее храмы.
Празднование дня Воскресения Христова по Уставу Православной Церкви очень высоко оценивается в наши дни богословами инославных исповеданий, почему в сборниках, посвященных дню Воскресения Христова, говорится о неоспоримом духовном вкусе отдельных частей воскресного богослужения, о красоте и гармонии византийского Устава[95].
Деятельность преподобного Иоанна Дамаскина так обширна и многообразна, что наш русский богослов преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, пишет: «Сочинения святого Иоанна дают ему почетное место между великими отцами Церкви». Преосвященный Филарет признает, что Дамаскин в своей духовно-литературной деятельности касался различных вопросов христианской веры. Его он считает первым систематиком между отцами Церкви, за что воздает ему славу. По мнению преосвященного Филарета, «Дамаскин в своих сочинениях ДОГМАТИСТ И ПОЛЕМИК, ИСТОРИК И ФИЛОСОФ, ОРАТОР И ПОЭТ ЦЕРКОВНЫЙ»[96]. В данной статье, указывая на многостороннюю деятельность Иоанна Дамаскина как целостной личности, мы останавливаемся исключительно на анализе его трудов как песнотворца, гимнографа, церковного поэта.
|
|
Следует отметить, что оценка преподобного Иоанна Дамаскина как песнописца не единообразна, разноречива среди как православных, так и инославных богословов. Достаточно указать, что А.П. Голубцов, высоко оценивая поэтический талант Дамаскина и его деятельность как составителя Октоиха, даже приводя ссылки на хвалебные строки его древнего биографа, находит возможным критиковать отдельные произведения преподобного Иоанна. Так, говоря о песнопениях Иоанна Дамаскина, он отмечает «глубокое религиозное одушевление и теплоту чувств» некоторых из этих песнопений, их «редкую поэтическую образность и художественный драматизм» и вместе с тем настаивает на том, что в ряде произведений Дамаскина «риторическая образность заменяет... истинное одушевление и диалектически-фигуральная обработка поглощает главные заботы составителя».
А.П. Голубцов высказывает даже такой взгляд, что «профессия» христианского песнописца была несовместима для Дамаскина с его деятельностью как диалектика и схоласта. «Этот богослов, – указывает он, – писавший и диалектику, и опровержение ересей, и схоластическую... систему догматики, посвятил себя профессии христианского песнописца, столь несогласной, по-видимому, с специальным родом его занятий»[97]. Мы сознательно приводим эти критические замечания А.П. Голубцова, чтобы тем значительнее прозвучали те положительные оценки, которые дают песнотворческой деятельности преподобного Иоанна Дамаскина другие исследователи. В праздничных канонах Преподобного действительно имеются отдельные неясные выражения и сопоставления, которые требуют вдумчивого разбора и анализа.
У инославных богословов, в связи с их интересом и углубленным изучением Октоиха, в настоящее время появляются многочисленные труды об Иоанне Дамаскине. Ставится вопрос об авторстве отдельных его песнопений, о принадлежности его перу воскресных канонов и даже воскресных антифонов. Авторы намечают большую работу в будущем по изучению размеров (precedes metriques) и музыкальных соотношений между ирмосами и тропарями воскресных канонов, относимых к имени преподобного Иоанна Дамаскина, в целях их идентификации[98].
Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, очень высоко оценивает деятельность преподобного Иоанна Дамаскина как церковного песнописца и говорит, что еще с юных лет Иоанн обнаружил «счастливые дарования». Критически оценивая влияние диалектики Аристотеля на преподобного Иоанна, вследствие чего последний не имел тех основ, которые были усвоены великими отцами IV века в изучении философии Платона, преосвященный Филарет вместе с тем свидетельствует о Дамаскине, что это был «такой песнописец Церкви, которого выше ни прежде, ни после не было в Церкви». Он говорит о том, что высокие созерцания Иоанна «находили место в душе его, быв возбуждаемы творениями великих отцов». Это влияние отцов преосвященный Филарет признает достаточно сильным, способствовавшим раскрытию в душе Иоанна стремления к духовной деятельности. Кроме того, в Иоанне Дамаскине архиепископ Филарет отмечает способность к наблюдениям, владение познаниями о Вселенной, историческими сведениями о Церкви и, наконец, глубокими постижениями души человеческой. Последнее качество Иоанна Дамаскина всегда подчеркивается профессором Е.И. Ловягиным, опытным переводчиком на русский язык канонов великих праздников Православной Церкви[99].
Все изложенное очерчивает место преподобного Иоанна Дамаскина в православной гимнографии, причем имеет определенный смысл вся сумма мнений о песнотворческой деятельности Преподобного. Мнения эти свидетельствуют о том, что значение личности и творчества Дамаскина не потеряло своей силы до последнего времени. Еще более отчетливо вырисовывается это значение при ознакомлении с основными этапами биографии преподобного песнописца.