Жизнь преподобного Иоанна

Преподобный Иоанн родился в Дамаске в 676 году в семье Сергия, министра при дворе дамасского халифа. Сергий долго искал для своего сына достойного учителя и нашел его в пленном иноке Косме, которого выкупил на свободу. Этот выкупленный из плена инок из Калабрии обладал обширными познаниями в риторике, диалектике, астрономии, физике, философии, богословии и музыке. Иноку Косме было поручено воспитание Иоанна вместе с приемным сыном вельможи Космой, впоследствии епископом Маиумским. Отмечается, что Иоанн обладал очень большими способностями в усвоении преподаваемых ему различных наук. Святитель Димитрий Ростовский в своих Четиих Минеях указывает, что в постижении наук «Иоанн бе, аки орел, по воздуху паряй, тако высоких достизаше во учении таинств; духовный же брат его Косма, аки корабль, по морю веющу ветру скоро плаваяй, тако скоро постизаше премудрости пучину». По слову святителя Димитрия, способности Иоанна были настолько исключительными, что «в некиих премудростех» он превосходил своего учителя[100].

Высокое положение отца и личные качества Иоанна определили его судьбу: он был поставлен градоначальником дамасским и первым министром халифа. Находясь при дворе последнего, окруженный пышностью и почетом, Иоанн «стремился только к Кресту Иисусову», как свидетельствует его жизнеописатель. В те годы он уже показал себя как защитник христианской веры, писавший против якобитов.

Когда в 728 году императором Львом было объявлено открытое гонение на иконопочитание, Иоанн неоднократно писал сочинения в защиту святых икон, чем возбудил против себя императора. Оклеветанный в неверности халифу, Иоанн был подвергнут отсечению руки, которая была исцелена по слезной его молитве перед образом Богоматери. После этого события Иоанн уже не захотел оставаться при дворе, хотя и была доказана его невиновность; раздав свое имущество и освободив рабов, Иоанн удалился в Иерусалимскую обитель святого Саввы.

Судьба Иоанна и здесь не была ровной. Монахи отказывались быть наставниками бывшего министра, а тот суровый инок, который принял Иоанна, запретил ему всякий вид литературной деятельности. Иоанн покорился за послушание, как тяжело ему это ни было. Искушение поджидало Иоанна и дальше. Один из братьев обители, потеряв близкого друга и брата, просил Иоанна написать что-либо, что облегчило бы его скорбь. С большими колебаниями, помня заповедь старца, Иоанн все же не смог отказать и написал свои надгробные стихи Кая житейская сладость... [101]. Старец принял покаяние Иоанна только после того, как тот очистил своими руками все нечистоты в обители. Здесь и старец был извещен явлением Богоматери, указавшей ему, каким сосудом благодати для Церкви Христовой является Иоанн, и с тех пор Преподобный стал свободно «писать и петь во славу Православия», как отмечает преосвященный Филарет[102].

Таков духовный путь преподобного Иоанна: он блестящий вельможа при дворе халифа, он же и инок, очищающий своими руками нечистоты обители. Он вдохновенный защитник иконопочитания, и он же смиренный брат, внявший горю брата и изобразивший надгробное пение. Он, терпящий оклеветание и исцеленный предстательством Пресвятой Девы, он же, лишенный своего дела жизни – писания и пения и восстановленный в нем чудным попечением Божией Матери. Все это пережито Иоанном, с тем чтобы труды его, его песнопения вместили по возможности все глубины человеческой скорби и изобразили выход из нее в Едином Спасающем – Боге.

Период иноческого искуса преподобного Иоанна прекрасно изображен в произведении А.К. Толстого – поэме «Иоанн Дамаскин»:

Любим калифом Иоанн;

Ему, что день – почет и ласка,

К делам правления призван

Лишь он один из христиан

Порабощенного Дамаска.

Но Иоанн мечтает о другом жребии. Он покидает халифа, идет в пустыню и благословляет свой путь:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!..

Иоанн принят в монастырь, но над ним тяготеет тяжелое решение его духовного отца: он должен отказаться от воспевания Бога, сосредоточив всю жизнь на молчании и молитве. Тогда:

Тщетно он просит и ждет от безмолвной юдоли покоя,

Ветер пустынный не может недремлющей думы развеять.

Годы проходят один за другим, все бесплодные годы!

Все тяжелее над ним тяготит роковое молчанье.

И вот Иоанн, не будучи в силах отказать скорбящему брату, составляет надгробное пение:

Какая сладость в жизни сей

Земной печали непричастна?

Чьи ожиданья не напрасны?

И где счастливый меж людей?

Но Иоанн преступил заповедь, его старец неумолим, он прогоняет его из келии. Идя навстречу просьбе братии, старец посылает Иоанна убирать нечистоты монастыря и тут ночью имеет видение: Божия Матерь говорит старцу:

Почто ты гонишь Иоанна?..

Его молитвенные звуки,

Как голос неба на земли,

В сердца послушные текли,

Врачуя горести и муки.

Иоанну возвращается источник его жизни – его творчество, воспевание Бога, и он, переживший такое тяжелое испытание, воспевает Господу свою свободную и радостную песнь:

Раздайся ж, воскресная песня моя!

Как солнце взойди над землею!

Расторгни убийственный сон бытия

И, свет лучезарный повсюду лия,

Громи, что созиждено тьмою.

Того, Кто оковы души сокрушил,

Да славит немолчно созданье.

Да хвалят торжественно Господа Сил

И солнце, и месяц, и хоры светил,

И всякое в мире дыханье![103]

Так полилась речь Иоанна, «исполненная новых сил», по поэту.

Песнотворческая деятельность преподобного Иоанна Дамаскина высоко оценивается в его жизнеописании, и мы читаем у его биографа: «Он [Иоанн] взял пророческую арфу и гусли Давидовы и положил на голос новые гимны. Своими мелодиями он заглушил песнь Моисея и хор Мариамны; он заставил замолкнуть нечестивые мелодии Орфея и заменил их духовными гимнами. Он собрал вокруг Иерусалима, как около общей матери, смежные церкви, будто дев, играющих на арфе»[104].

Те же высокие похвалы мы можем отметить и в строках канона, положенного на день памяти Преподобного – 4 декабря. Премудрости талант прием, – читаем мы в 3-й песни этого канона, – деяньми украшая, уяснил ecи, Иоанне, Церковь Христов у[105]. Научил ecи вся церковныя пети сыны православно, – говорит в 9-й песни творец канона преподобному Иоанну, – Единицу в Троице Честную; воплощение же Слова Божественное богословити яве, Иоанне, уясняя неудобопостижная многим во Священных Писаниих [106].

Самое же дарование Преподобного творец канона связывает с его подвижническим житием. Повелению Христову повинувся, – пишет он в 4-й песни, – оставил ecи мирскую красоту, богатство, сладость, светлость, Егоже ради взем твой крест, последовал ecи, Иоанне мудре [107]. Очистив всякия скверны тело и ум, и душу... богомудре, – добавляет творец канона в 5-й песни, – зарю приял ecи трисолнечную, Иоанне, светлыми тя богатящую даровании. И в 6-й песни творец канона еще раз восклицает: Подобне ликом небесным, мудре, Церковь православно украсил еси [108].

По непродолжительном времени пребывания в обители Иоанн Дамаскин был посвящен Иерусалимским патриархом Иоанном во пресвитера, с тем чтобы служить и проповедовать в Иерусалимской Церкви. Однако патриарх скоро скончался (735), и преподобный Иоанн опять возвратился в свой монастырь и занимался учеными трудами, заключившись в своей скромной иноческой келии. Он писал опровержения ересей и различных заблуждений. При императоре Константине Копрониме, когда гонение на иконы стало еще более жестоким, он появлялся в Константинополе, обличал императора и преданных ему последователей. Сам император в 755 году произнес анафему на преподобного Иоанна. Есть свидетельства в жизнеописании Преподобного, что он был заключаем в темницы за иконопочитание. Скончался он на свободе в глубокой старости и был погребен учеником своим. Временем его праведной кончины указывается 776 или 777 год (по некоторым данным – 754).

Как говорит профессор А.А. Царевский, на VII Вселенском Соборе, который состоялся вскоре после кончины преподобного Иоанна Дамаскина, все 367 отцов Собора «с благоговейною благодарностию вспомнили труды его [Иоанна Дамаскина] на пользу Церкви Христовой и торжественно все провозгласили «вечную память Иоанну», о чем записано и в постановлениях этого Собора»[109]. Мощи Преподобного были позднее открыты в Лавре святого Саввы и затем перенесены в Константинополь.

Такова краткая повесть жизни преподобного Иоанна Дамаскина, жизни, отмеченной неоднократными и глубокими внутренними скорбями, страданиями, исповедничеством, заточением; жизни величайшего среди песнописцев церковных, по существу – главы этих песнописцев. Всю жизнь преподобный Иоанн Дамаскин был другом своего нареченного брата – Космы, епископа Маиумского, с которым делил свои труды как песнописец и составитель Октоиха, которому посылал свои произведения, сопровождая их соответствующими посвящениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: