(% учащихся, допустивших ошибку)
Первая подгруппа | Вторая подгруппа | Третья подгруппа | |
Пропуски фрагментов текста | |||
Перестановки фрагментов текста | |||
Инверсии порядка слов | |||
Пропуски предиката | |||
Пропуски подлежащего или дополнения |
По способности к построению предложения дети первой подгруппы также отстают от детей других подгрупп. Их пересказ характеризуют такие синтаксические особенности как короткая средняя длина предложения, большое количество простых предложений и наименьшее количество сложных, пропуск сказуемого. Соответствующие данные по трем подгруппам детей содержатся в таблице 7.
Таблица 7
Синтаксические характеристики связной речи (пересказа) детей трех подгрупп.
Параметры. | Первая подгруппа | Вторая подгруппа | Третья подгруппа |
Среднее количество простых предложений | 3,65 | 3,00 | 2,72 |
Среднее количество сложных предложений | 1,30 | 1,55 | 1,44 |
Средняя длина предложения (в словах). | 5,63 | 6,36 | 6,58 |
|
|
Лексические трудности при пересказе текста оказались наибольшими во второй подгруппе. Они выражались в усиленном использовании местоимений вместо знаменательных частей речи (ср. Т.В. Ахутина, 1998; Н.Н. Полонская,1999). Индекс прономинализации (отношение числа местоимений к числу существительных при пересказе) оказался во второй подгруппе самым большим и составил 0,7, тогда как в третьей – 0,6, в первой – 0,4.
Сведения о распространенности у детей нарушений фонематического анализа и синтеза, звукопроизношения содержатся в таблице 8. Дефекты звукопроизношения, общая смазанность речи, трудности различения слов паронимов также чаще встречались во второй подгруппе, чем у других школьников, что легко объясняется несформированностью процессов переработки слуховой информации, обнаруженной при нейропсихологическом анализе. Однако искажения слоговой структуры были наиболее характерны для учащихся первой подгруппы, что связано с трудностями серийной организации речи, отмечаемыми у этих детей.
У большинства детей третьей группы нарушения звукопроизношения отсутствовали.
Обнаруженные у них при пересказе нарушения цельности текста, склонность к построению длинных предложений и одновременно вербальные трудности характерны для лиц с недостаточностью функций переработки информации по правополушарному типу (Сахарный, 1989, Т.В. Ахутина,1998).
Таблица 8