Консульские привилегии и иммунитеты

 

Глава II ВК. Консульские привилегии и иммунитеты по сравнению с дипломатическими носят ограниченный характер и ограничены, как правило, функциями консулов. Они предоставляются только при осуществлении консулом консульских функций. Но государства, заключая консульские конвенции, могут предоставить консулам такие же точно привилегии и иммунитеты как дипломатам.

 

1) Пользование государственным флагом и гербом. На здании, на дверях, на резиденции главы, на средствах передвижения(если связано с выполнением обязанностей)

 

2) Неприкосновенность КУ. Ч.2 ст.31: власти не могут вступать в ту часть КУ, которая используется для выполнения функций без согласия главы. Согласие предполагается в случае стихийного бедствия, пожара = «пожарная оговорка».

 

3) ст. 41 - личная неприкосновенность консульских ДЛ. Не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как по решению суда в случае совершения тяжкого преступления.

 

4) ст. 43 – иммунитет от юрисдикции. Не подлежат юрисдикции судебных или административных органов в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.

 

5) ст. 44 – обязанность давать свидетельские показания. Работники консульств могут вызываться в качестве свидетелей. Консул не может воздержаться, кроме вопросов, которые связаны с выполнением функций.

 

Привилегии и иммунитеты возникают с момента вступления на территорию государства-пребывания и прекращаются с момента оставления страны пребывания. Консулы не могут заниматься в стране пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной прибыли.

 

5. Дипломатическое право в отношении между государствами и международными организациями = многосторонняя дипломатия.

 

Многосторонняя дипломатия - это деятельность постоянных представительств государств при международных организациях. А также делегаций, направляемых для участия в работе сессий МО.

 

ВК о представительстве государств в их отношениях с МО универсального характера 1975 года. Не является обязательной. Не вступила в силу.

 

Функции постоянных представительств:

1. обеспечение представительства посылающего государства при данной организации

2. поддержание связей между посылающим государством и организацией

3. ведение переговоров с организацией и в ее рамках

4. информационная – выяснение информации о деятельности организации

5. защита интересов посылающего государства по отношению к организации

6. обеспечение участия посылающего государства в деятельности организации

 

Назначение сотрудников представительств

 

При назначении должен обеспечиваться принцип свободы назначения сотрудников постоянных представительств посылающими государствами. Полномочия оформляются внутренним актом. Не требуется экзекватуры, агремана.

 

Прекращение полномочий

 

2 условия:

1) уведомление об этом организации посылающего государства

2) окончательный или временный отзыв самого постоянного представительства

 

Ст. 77 ВК: в случае серьезного и очевидного нарушения уголовного законодательства принимающего государства или вмешательства в его внутренние дела посылающее государство обязано отозвать таких лиц. При этом бремя доказывания таких нарушений лежит на государстве пребывания.

 

Привилегии и иммунитеты аналогичны дипломатическим. Есть еще и дополнительная гарантия: на принимающее государство возлагается обязанность преследовать с судебном порядке и наказывать лиц, совершивших посягательство на таких представителей.

 

Международное космическое право

 

1. Понятие и источники МП.

 

Это весьма молодая отрасль – с 4 октября 1957 года. Формирование международного космического права началось с быстрого обычая. Активно развивается.

 

МКП – отрасль МП, регулирующая отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.

 

МКП регулирует не только деятельность государств в самом экономическом пространстве, но и деятельность государства на земле, в воздушном пространстве, связанную с изучением и использованием космоса. Все объекты запускаются с земли, через воздушное пространство.

 

Субъекты МКП чаще всего:

1) государство

2) международные организации.

 

Если космическую деятельность осуществляют частные лица – уже не регулируется МКП. Не являются субъектами и космонавты. Это объекты МКП.

 

Объекты МКП:

- космонавты

- само космическое пространство

- небесные тела

- космические объекты

-результаты космической деятельности

 

Источники МКП

 

Формирование началось с международных обычаев. Потом стали разрабатываться декларации.

1963 – декларация принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Принципы носили обязательный характер, т.к. это были обычаи.

 

Отраслевые принципы МКП:

1. принцип свободы исследования и использования космического пространства

2. принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство

3. принцип запрещения национального присвоения космического пространства

 

Впоследствии возникла необходимость принятия МД. Единого акта нет. Но есть универсальные МД.

1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и иные небесные тела от 1967 года (Договор о космосе 1967 года – Москва, Вашингтон, Лондон). Более 200 государств являются участники. Почти все государства, а не только члены космического клуба, являются участники. Все государства подпадают под регулирование МКП.

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов, и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Москва, Лондон, Вашингтон. 1968 год.

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Москва, Лондон, Вашингтон. 1972 год.

4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. 1975 года. Для СССР вступила в силу в 1978 году.

5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 1979 год. Вступило в силу в 1984 года. РФ не участвует. Соглашение о Луне базируется на основе Договора по космосу.

 

Соглашение о космодроме Байконур между РФ и Казахстаном.

 

В РФ есть ФЗ «О космической деятельности» 1993 года.

 

2. Правовой режим космического пространства и небесных тел

 

Космическое пространство расположено за пределами воздушного пространства. Отсутствует четко установленная граница между ними.

 

Небесное тело – нет понятия в МД – естественные космические объекты. Луна, планеты, астероиды.

 

Правовой режим определяется договором по космосу и соглашением о Луне.

 

1) космическое пространство открыто и свободно для исследования и использования всеми государствами в мирных целях. Суверенитет не распространяется. Статья 1.

2) принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности. Государство осуществляют изучение КПР таким образом, чтобы избегать его вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

3) устанавливается частичная демилитаризация космического пространства и полная демилитаризация Луны и небесных тел. Согласно ст. 4 договора государства обязуются не выводить на орбиту вокруг земли любые объекты с ядерным оружием или иными видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве. Другие виды оружия можно использовать. Есть московский договор о запрещении ядерных испытаний в 3 сферах от 1963 года. Луна и другие небесные тела используются государствами исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений, испытания любых типов оружия и проведения военных маневров. Следовательно, небесные тела являются абсолютно демилитаризованными и нейтрализованными.

4) принцип неприсвоения космического пространства. Вещи, изъятые из оборота. Ст. 2 Договора по космосу запрещает любые способы и формы присвоения космического пространства и небесных тел как государствами, так и международными и национальными организациями и частными лицами. Ст.11 Соглашения о Луне: поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной или национальной организации или учреждения или любого физического лица. Само размещение на поверхности Луны или в ее недрах космических аппаратов, станций, персонала не создает права собственности на поверхность или недра Луны.

Ст.6 Соглашения о Луне специально оговаривает, что государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их. Желательно делиться этими образцами с другими государствами.

 

Правовой режим космических объектов.

 

КО – то, что создано человеком: искусственные спутники земли, автоматически пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители, средства их доставки и т.д.

 

Эти объекты создаются на земле.

МКП регулирует деятельность, связанную с КО с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве, в т.ч. на небесных телах.

После возвращения на землю КО также подпадает под действие национального права, кроме случаев, когда он приземлился на иностранной территории.

 

1) государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в КПР, сохраняет юрисдикцию и контроль над таим объектом и его экипажем во время их нахождения в космическом пространстве, в т.ч. на небесном теле. Он будет считаться условной государственной территорией.

 

Регистрация космических объектов

 

Изначально она регулировалась только национальным законодательством. Впервые о международной регистрации сказано в Резолюции ГА ООН 1961 года. Она носила рекомендательный характер. Ведение реестра космических объектов в секретариате ООН. Обязательный характер – с принятием Конвенции 1975 года.

Когда государство запускает КО, он регистрируется в национальном регистре. Сведения из этого регистра сообщаются генеральному секретарю ООН, который ведет уже международный регистр.

В регистре содержатся с ведения:

1) название запускающего государства,

2) регистрационный номер КО,

3) дата и место запуска,

4) основные параметры орбиты,

5) общее название космического объекта.

 

Регистр открыт.

 

2) ПС на КО, запущенные в КПР, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в КПР или на НТ, а также по возвращении на землю.

 

3) обязанность государств по возвращению КО, обнаруженных на их территории. Соглашение о спасании… КО возвращаются властям, осуществившим запуск, по их просьбе и за их счет.

Экипаж же космического корабля, приземлившийся в результате аварии или вынужденной посадки на территории иностранного государства или обнаруженный в открытом море дБ в безопасности и незамедлительно возвращен представителям властей, осуществивших запуск. Космонавты – посланцы человечества в космос. Им - особая поддержка.

 

В отношении МКС установлен специальный международный режим. Смотреть по нему Соглашение от 29 января 1998 года между правительством Канады, правительствами государств-членов Европейского космического агентства (Бельгия, Дания, Франция, Германия), правительством Японии, правительством РФ и США относительно сотрудничества по МКС гражданского назначения.

 

Дает понятие МКС.

 

Основные принципы:

1. каждое государство сохраняет свою юрисдикцию и ПС на предоставленные элемент и контроль над лицами, которые являются гражданами государства.

2. космонавты должны следовать кодексу поведения экипажа МКС.

И т.п.

 

Есть приложение к соглашению об элементах, которые предоставляются разными государствами. США предоставляет жилой модуль, лабораторный модуль.

 

Ответственность в МКП

 

Специфические принципы ответственности в МКП:

1. государства несут ответственность за то, чтобы их деятельность в космосе велась в строгом соответствии с принципами и нормами МКП. При этом согласно ст. 6 договора такая ответственность государства распространяется на любую национальную деятельность независимо от того, ведется она государственными или частными организациями. Частные лица могут осуществлять деятельность в КПР только с разрешения государства, поэтому на нем и ответственность.

2. согласно конвенции 1972 года запускающее государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его КО на поверхности земли или воздушному судну в полете. (ст. 2). Независимо от вины. Освобождение от абсолютной ответственности предоставляется в той мере, в какой государство докажет, что ущерб явился результатом грубой небрежности или умысла со стороны государства-истца или его ФЛ и ЮЛ.

3. ст. 5: принцип солидарной ответственности за причиненный ущерб, когда осуществляется совместный запуск. То государство, с территории которого осуществляется запуск, также считается участником!

4. Конвенция закрепляет порядок предъявления и рассмотрения претензий о компенсации за ущерб.

Срок для предъявления претензий – по прошествии не более 1 года с даты причинения ущерба или с даты установления запускающего государства, которое несет ответственность.

Размер компенсации четко не определен: размер определяется в соответствии с МП и принципом справедливости с тем, чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее ФЛ или ЮЛ, или государству положение, которое бы было, если бы ущерб не был причинен.

По форме: если нет соглашения о форме – в валюте государства-истца или по просьбе такого государства, в валюте государства-ответчика.

Возможно создание специального органа – комиссии по рассмотрению претензий. Ее решения рекомендательны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: