1.С помощью психологического словаря, учебной литературы раскрыть и описать понятия: биогенетический закон, рекапитуляция, «атлас Геззела», оперантное обусловливание. либидо, Эдипов комплекс, психологический мораторий, диффузия идентичности, эгоцентризм, анимизм, артификализм, трансдукция, эгоцентрическая речь; умственные конструкции; ассимиляция.
2.Дать сравнительный анализ теории трех ступеней психического развития К.Бюллера и теории конвергенции двух факторов В.Штерна, указать достоинства и недостатки каждой из них.
3.Подготовиться к дискуссии по теме: «Что дают теории психического развития для детского психолога?»
4.Подготовить рефераты на тему:
¨ Биогенетические и социогенетические концепции.
¨ Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже.
¨ Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
¨ Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.
¨ Психоаналитические теории детского развития.
¨ Теория «поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина.
|
|
Занятие 3.
Темы 3,4: Психическое развитие новорожденного и младенца
Цель занятия: изучить особенности психического развития младенцев.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.Дать характеристику периода новорожденности. В чем состоит своеобразие социальной ситуации развития в этот период?
2. Охарактеризовать особенности общения младенца со взрослыми. Что такое «комплекс оживления»?
3.Как развиваются движения и действия у младенца?
4. Опишите предпосылки развития речи в младенческом возрасте. Как происходит освоение пассивной и активной речи?
5. Раскрыть особенности умственного развития в младенческом возрасте.
6. Дать характеристику развития самосознания младенца.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить опорную схему по теме «Комплекс оживления и его компоненты».
2. Подготовиться к дискуссии на тему: «Когда и как младенец начинает различать близких и незнакомых людей».
3. Подготовить рефераты на тему:
¨ Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.
¨ «Комплекс оживления» как основное новообразование в младенчестве.
¨ Взрослый как посредник между ребенком и окружающим миром.
¨ Социальная ситуация развития младенца.
Занятие 4.
Цель занятия: закрепить основные теоретические представления о психическом развитии новорожденного и младенца и на основе полученных знаний выработать навыки практической деятельности в их исследовании
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.У новорожденного мало врожденных форм поведения. Это выражение силы или слабости развития ребенка? Докажите.
|
|
2.Безусловные рефлексы младенца следующие: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Раскрыть их значение для дальнейшего психического развития младенца.
3. Описать психическое развитие ребенка, который лишен взаимодействия со взрослым.
4. Как будут развиваться двое близнецов, взаимодействующих только друг с другом?
5. Основные виды предречевых вокализаций ребенка: их последовательность и условия возникновения.