Дидактическая единица 3. Психологические особенности младшего школьника

Тема 1. Психическое развитие познавательных функций и личности в младшем школьном возрасте. Особенности памяти. Развитие внимания в младшем школьном возрасте. Специфика эмоциональной сферы. Развитие мышления. Децентрация. Усвоение школьниками сериации, эквивалентности, транзитивности, относительности и других логических и математических схем. Характеристика операционного мышления по Ж. Пиаже. Формирование метакогнитивных способностей в младшем школьном возрасте (контролирующих действий за собственным мышлением, памятью, знаниями и др., выражающихся в планировании собственных действий, в выработке эффективных стратегий памяти и решения задач). Формирование личности в младшем школьном возрасте. Семья как важный фактор социализации ребенка. Развитие саморегуляции, самодостаточности ребенка как проблема. Полные и неполные семьи, их влияние на психическое развитие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками. Критерии образования малых групп. Конформность как черта поведения в младшем школьном возрасте.

 

Тема 2. Кризис прихода ребенка в школу и становление учебной деятельности. Основные трудности при приходе ребенка в школу. Специфика нового режима и его влияние на психологическое состояние ученика. Проблема «насыщения учением». Проблема оценки деятельности школьника. Оценка и отметка. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника. Строение учебной деятельности: учебная мотивация, учебные действия, действия контроля, действия оценки, учебная цель (задача), навыки и умения. Перестройка психологического развития в связи с поступлением ребенка в школу. Неспособность к учению как проблема. Дислексия (наличие трудностей при обучении чтению), дисграфия (трудности при обучении письму) и дискалькуляция (сложности в обучении счету и вычислениям) у современных первоклассников. Дети с ЗУР и ЗПР, работа с ними психолога.

 

Дидактическая единица 4. Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.

Тема 1. Анатомо-физиологическое развитие организма в подростковом возрасте: пубертат и акселерация. Анатомо-физиологические основы психических изменений в подростковом возрасте. Гормональная перестройка организма. Физический рост и развитие органов тела. Сущность акселерации. Негативные последствия акселерации (тучность, узкогрудость, снижение выносливости…). Ретардация – обратный акселерации процесс, его причины. Гормональная деятельность половых желез, вторичные половые признаки. Характеристики пубертатного периода. Гендерные особенности переживаний и поведения в подростковом возрасте.

 

Тема 2. Социальные детерминанты подросткового кризиса. Социально-психологические причины кризиса подросткового возраста. Подростковый возраст в промышленно развитых и неразвитых странах. Подростковая субкультура. Виды культур по М. Мид и проявление подросткового кризиса в них (постфигуративные; конфигуративные; префигуративные). Соотношение социальных и биологических факторов в детерминации подросткового кризиса. Взаимоотношение со сверстниками. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка. Асоциальные формы поведения и способы их предупреждения в подростковом возрасте. Воспитательная работа с «трудными» детьми. Группы трудных детей (циники; эмоционально-неустойчивые; возбудимые, аффективные; недоверчивые, скрытые, обидчивые; дети с комплексами неполноценности). Виды расстройств поведения у детей (1 - социализированные формы антиобщественного поведения; 2 - несоциализированная агрессивная деятельность по Л. Хевитт, Р. Дженкинс) и их основные особенности. Специфика перевоспитания. Наркомания и преступность в современной школе.

 

Тема 3. Психологическое и сексуальное развитие подростка. Познавательная сфера в подростковом возрасте. Начало периода формальных операций (Ж. Пиаже) и его особенности (способность рассуждать о гипотетических проблемах; системный поиск решений; применение абстрактных правил для решения задач; поглощенность мыслями (рефлексивность)). Фиксация проблемности и противоречий в мышлении. Становление интеллекта как трехкомпонентной структуры по Р. Стенбергу: 1) компонентов приобретения знаний; 2) метакомпонентов; 3) компонентов исполнения. Эмоциональная сфера подростка. Неустойчивость и противоречивость чувств. Психологические основы подросткового негативизма. Подростковая сексуальность и ее особенности (отсутствие изолированности сексуальности от других составляющих любви; сильное переживание сексуального влечения; самостоятельное сексуальное экспериментирование). Формы проявления полового влечения (кокетство, любовь и др.). Особенности полового воспитания в этот период. Развитие личности в подростковом возрасте. Чувство взрослости и демонстративное поведение. Завышенная, с тенденцией к не адекватной, самооценка подростка. Специфика подросткового самосознания.

 

Дидактическая единица 5. Особенности психического развития в юношеском возрасте.

Тема 1. Юношество как составная часть онтогенеза психического. Физическое развитие в юношестве. Завершение процессов полового созревания, формирование индивидуального конституционального типа, достижение биологической зрелости организма. Особенности эмоций в юношеском возрасте. Учение с основами профессиональной ориентации как ведущий вид деятельности в этот возрастной период. Выбор профессии и основы профессиональной ориентации в юношестве. Личностное развитие в юности. Рискованные формы поведения, их причины. Факторы рискованного поведения (биологические, социальные, особенности личности, актуальное поведение). Наркомания в юношеской среде. Физиологический механизм наркотической зависимости. Работа психолога с зависимостями (аддикциями). Деликвентное поведение (уголовные преступления) в юношестве. Формирование совладающего поведения в юношестве (направленного на разрешение социальных конфликтов, стрессов и др.) и молодости.

 

Тема 2. Особенности самосознания и самоопределения юноши. Осознание и переживание собственной индивидуальности. Потребно Особенности мотивации, самосознание, самооценка. Поиск нравственных идеалов, смысла жизни. Психологический механизм образования смысловых образований. Личностное самоопределение. Типы самоопределения в юношестве: «ценностный», «адаптивный», «непротиворечивый», «затрудненный» (Т.В. Снегирева). Социальное и личностное самоопределение. сть в автономии и в других людях. Переживания чувств одиночества, непонятности, депрессии и др. Личные дневники. Обострение психопатического поведения. Молодость как период развития способности к творчеству, высокой интеллектуальной активности и трудоспособности. Особенности взаимоотношений со сверстниками. Психология юношеской дружбы.

 

Дидактическая единица 6. Психология взрослого человека.

Тема 1. Психологические особенности ранней взрослости. Инволюция психологических функций и процессов во взрослом возрасте. Неравномерность угасания психологических функций. Образование и умственный труд как факторы, препятствующие старению организма. Включенность взрослого в систему непрерывного обучения. Трудовая деятельность как ведущий вид деятельности взрослого. Требования современного общества и НТП к профессиональной подготовке человека. Система переквалификации и переподготовки в жизни личности. Формирование личности в качестве субъекта познания, общения и труда во взрослом возрасте. Развитие текучего (флюидного – интеллектуальные способности, используемые для научения новому: восприятие пространственных отношений, индуктивное рассуждение, запоминание) и стабильного (кристаллизованного – интеллектуальные способности устанавливать отношения, дедуктивные рассуждения, умения на основе знаний) интеллекта.

 

Тема 2. Психосоциальное развитие в ранней и поздней взрослости. Интеграция социальных и профессиональных функций (ролей), профессиональная и социальная адаптация личности. Развитие системного чувства – генеративности ( по Э. Эриксону ), как желания повлиять на следующее поколение, особенно на собственных детей; внести свой теоретический и практический вклад в развитие общества; заинтересованность обществом, делами других людей и т.д. Забота о семье, о достижении приемлемых материальных условий существования. «Кризис середины жизни ». Осознание расхождения между планами, жизненными замыслами и ходом и результатами их реализации, осуществления. Способы преодоления кризиса. Виды биографических кризисов (А.Р. Ахмеров): 1) кризис нереализованности ( ощущение отсутствия реализации основных жизненных планов); 2) кризис опустошенности ( отсутствие перспективных целей (связанных с прошлым) в будущем);. 3) кризис бесперспективности (абсолютная предсказуемость и снижение значимости тех событий, которые произойдут)..

Дидактическая единица 7. Старение и индивидуальное восприятие смерти.

Тема 1. Психология пожилого и старческого возрастов. Психологические изменения в пожилом и старческом возрасте. Физиологические основы этих изменений. Психофизиология долголетия. Основы здорового образа жизни: система питания, физические нагрузки, закаливание, укрепление иммунной системы организма. Психопатология и возраст. Признаки благополучного старения (сохранение позитивной идентичности, социальная активность, способность к саморефлексии, забота о здоровье, хорошее настроение, позитивное отношение к молодежи …). Признаки неблагополучного старения (требование помощи, изоляция от окружающих, отсутствие интереса к новому, самообвинения, прямолинейность, сильный страх смерти, избегание воспоминаний…).

 

Тема 2. Теории старения и восприятие смерти. Смерть как естественный итог жизнедеятельности высших животных (высокая клеточная специализация организма, накопление шлаков, снижение иммунных функций с возрастом). Психология индивидуального восприятия небытия. Группы теорий старения: стохастические (старение как результат случайных повреждений организма, изнашивания); генетически запрограммированного старения (старение – это результат действия около двухсот наследуемых генов).

Дидактическая единица 8. Теории психического развития.

Тема 1. Теория познавательного развития человека А. Валлона. Психическое ребенка как изначально социальное образование в теории А. Валлона. Общение как условие формирования действий подражания. Эмоции – предъязык детей. Основа психического развития – становление познания, разрешение антиномий ребенком, противоречий. Стадии жизни личности: импульсивная, эмоциональная, сенсомоторная, проективная, персоналистская (период противопоставления, период нарциссизма, период подражания), учебная, полового созревания. Становление познания и действия как основа нравственного и личностного развития человека в онтогенезе, его независимости, уверенности.

 

Тема 2. Теории нравственного становления личности (Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Кольберг). Нравственный реализм и релятивизм в теории Ж. Пиаже. Зависимость реализма и релятивизма в психическом развитии от децнтрации мышления человека. Теория интенциональности Ш. Бюлер (становление интенций (намерений, целей личности) от недифференцированных до точных и реальных в онтогенезе). Теория развития личности как становление нравственности Л. Кольберга. Уровни развития нравственности: 1) преднравственный (поступки ребенка определяются внешними обстоятельствами, а не мнением окружающих); 2) конвенциональный (поступки человека детерминированы мнением других людей); 3) постконвенциональный (действия зависят от внутренней позиции личности, исходя из ее совести, из внутренней логики поступка). Уровни развития женской нравственности в теории С. Гиллиган (самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение).

 

Тема 3. Стадии психосоциального развития в теории Э. Эриксона. Развитие психического как результат борьбы крайних возможностей развития. Становление идентичности личности в онтогенезе как базовая характеристика стадий психосоциального развития. Надежда, верность, забота как основные движущие силы развития личности в онтогенезе. Восемь периодов, восемь кризисов жизненного цикла по Э. Эриксону. Психоаналитические механизмы в социальном становлении личности в различные периоды онтогенеза.

 

Тема 4. Стадии субъектного развития человека в онтогенезе. Критериальные свойства субъекта (носитель активности; источник познания и преобразования действительности; способность отражать мир в виде познаваемого объекта; наличие сознания; целостность, единство, интегральность; системность свойств; способность к саморегуляции и творчеству; овладение определенными видами деятельности и их функционированием; саморазвитие; самодостаточность и автономность, усиление своим бытием бытия другого человека …). Традиционная парадигма субъекта в психологии и новое понимание психологии субъекта. Стадии развития субъекта в онтогенезе (В.В. Селиванов): 1. предсубъектная (от 0 до 1 года); аморфной субъектности (от 1 года до 3-4 лет); стадия парциальной субъектности (от 4-х до 6 лет); познавательной субъектности (от 6 до 12 лет); противоречивой субъектности (от 12 до 17 лет); стадия личностной субъектности (от 17-18 до 25 лет); стадия полноценной субъектности (от 25 до 50 лет); воплощенной субъектности (от 50 до 60 лет); угасающей субъектности (от 60 до 75 лет и старше).

4. Тематический план.

Очное отделение

Дидактические единицы и темы Всего часов Лекции Практические занятия Самост. работа
Раздел 1. Психология развития как наука.        
1. Предмет возрастной психологии.          
2. Методы психологии развития.        
3. Основные закономерности психического развития        
Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.        
1. Психология младенца.        
2. Психическое развитие в раннем возрасте.        
3. Кризисы в психическом развитии        
4. Психология дошкольника        
5. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте.        
6. Развитие мышления и интеллекта в онтогенезе (теория Ж. Пиаже).        
7. Сексуальное развитие в дошкольном возрасте (теория З. Фрейда)        
8. Формирование психологической готовности к школьному обучению.        
Раздел 3. Психологические особенности младшего школьника.        
1.Психическое развитие познавательных функций в младшем школьном возрасте.        
2.Личностное развитие младшего школьника        
Раздел 4. Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.        
1. Подростковый возраст как социокультурное явление        
2. Познавательное развитие в подростковом периоде онтогенеза        
3. Особенности формирования личности подростка        
Раздел 5. Особенности психического развития в юношеском возрасте.        
1.Юношество как составная часть онтогенеза психического.        
2. Взаимосвязь физического и психологического развития в юношестве.        
3. Развитие личности в юношестве.        
Раздел 6. Психология взрослого человека.        
  1. Психологические особенности
взрослости.
       
2. Социально-психологическая специфика ранней взрослости.        
3. Кризисы развития и профессионализм в поздней взрослости.        
Раздел 7. Старение и индивидуальное восприятие смерти.        
1. Психология пожилого возраста.        
2. Социально-психологичекая жизнь в старости.        
3. Психофизическое старение как естественная закономерность.        
4. Теории старения, факторы физического и психического долголетия.        
Раздел 8. Теории психического развития.        
1. Теории нравственного становления личности (Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Кольберг)        
2.Стадии психосоциального развития в теории Э. Эриксона.        
3.Стадии субъектного развития в онтогенезе        
Контроль (экзамены)        
Всего        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: