177 Там же, с. 170—171.
178 Там же, с. 171.
179 Там же.
180 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 400 и след.
чать соответственно права граждан и суверена; а также обязанности, которые первые должны нести в качестве подданных, и естественное право, которым они должны пользоваться как люди» 181.
Принимая во внимание известную терминологическую непоследовательность Руссо, следует вместе с тем отметить, что речь в приведенном положении идет фактически о различении прав человека (как частного лица) и прав и обязанностей гражданина (особенно — в качестве подданного). Здесь вновь бросается в глаза также и содержательная непоследовательность Руссо, поскольку он., словесно признает наличие у индивида в гражданском состоянии естественного права, тогда как по глубинному смыслу его концепции и целому ряду его основополагающих суждений в соответствии с общественным договором все естественные права и свободы обмениваются на позитивные, договорные права и свободы, в целом замедляются правом, определенным законом.
|
|
Только подобная позитивная трансформация естественного права в право по закону соответствует развиваемой Руссо концепции общественного договора и народного суверенитета, а также следующему его принципиальному исходному положению: «Общественное состояние — это священное право, которое служит основанием для всех остальных прав. Это право, однако, не является естественным; следовательно, оно основывается на соглашениях» 182. Поэтому, когда Руссо говорит о границах верховной власти и, следовательно, о пределах независимости индивида (в виде частного человека) от государства, он, если быть последовательным, не должен был бы апеллировать непосредственно к естественному праву, которого как такового нет в гражданском состоянии: ведь здесь оно представлено, согласно руссоистской концепции, своим договорным, вытекающим из закона (акта суверена), позитивно-правовым эквивалентом.
В целом пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидом, согласно Руссо, ставятся тем, что «суверен, со своей стороны, не может налагать на подданных узы, бесполезные для общины; он не может даже желать этого, ибо как в силу закона разума, так и в силу закона естественного ничто не совершается без
181 Руссо Ж.-Ж. Указ. соч., с. 172.
182 Там же, с. 152.
причины» ш. Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей.
Вместе с тем суверен, согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе Такей -закон, от которого он не мог бы себя освободить, это, по его мысли, противоречило бы самой природе политического организма. «Поскольку суверен может рассматривать себя лишь в одном-единствеином отношении, то он попадает в положение частного человека, вступающего в соглашение с самим собою; раз так, нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор» 184.
|
|
Суверен «стоит выше и судьи и Закона» 185. Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом.
Забыв о провозглашенном им самим естественном праве людей, Руссо доходит даже до признания за государством безусловного права на жизнь и смерть подданных. «Итак,—пишет он,—гражданину уже не приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему: „Государству необходимо, чтобы ты умер",— то он должен умереть, потому что его жизнь не только благодеяние природы, по н дар, полученный им на определенных условиях от государства» 18в.
Такой этатистской формулировки нет даже у Гоббса, который, как известно, признавал естественное право человека добровольно не выполнять подобные приказы государства, да и вообще все официальные постановления о наказании подданного.
Подлинную гарантию прав, свобод и собственности личности Руссо усматривает в том, что отдельный гражданин в условиях господства суверенитета народа сам является участником формирования и деятельности общей воли,
183 Там же, с. 172.
184 Там же, с. 162—163.
185 Там же, с. 175.
186 Там же.
которая образуется из индивидуальных воль всех свободных и равноправных граждан.
Характеризуя взаимосвязи государства, основанного на общественном договоре и руководимого общей волей, и отдельных граждан, Руссо полагает, что долг и выгода в равной мере обязывают обе стороны взаимно помогать-друг другу, поскольку всякий вред целому — это и вред" ©ре- членам и наоборот. «Итак,— пишет он,— поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными, ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам; и мы увидим далее, что он не может причинять вред никому из них в отдельности» 187.
Это, следовательно, означает, что по отношению к су-_ верену (государственному целому) подданным (членам целого) гарантии, по концепции Руссо, не нужны. Что же касается выполнения подданными своих обязательств перед сувереном, то тут, замечает Руссо, нужны гарантии и необходимы средства для обеспечения верности подданных суверену.
«В самом деле,—пишет Руссо,—каждый индивидуум может, как человек, иметь особую волю, противоположную общей или несходную с этой общей волей, которой он обладает как гражданин. Его частный интерес может внушать ему иное, чем то, чего требует интерес общий» i88. Пользование правами гражданина без соответствующего исполнения обязанностей характеризуется Рус-™, со как несправедливость, которая, усугубляясь, приводит к разрушению политического организма.
Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином. «Итак,— замечает он,— чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою прину-
|
|
187 Там же, с. 163.
188 Там же.
дят быть свободным. Ибо таково условие, которое, подчиняя каждого гражданина отечеству, одновременно тем самым ограждает его от всякой личной зависимости: условие это составляет секрет и двигательную силу политической машины, и оно одно только делает законными обязательства в гражданском обществе, которые без этого были бы бессмысленными, тираническими и открывали бы путь чудовищнейшим злоупотреблениям» |89.
Принцип равенства соблюдается лишь тогда, когда общая воля является действительно общей (в руссоистском понимании) как по своей цели, так по своей сущности, т. е. исходит от всех и имеет в виду общее благо. «Верховная власть,—пишет Руссо,—какой бы неограниченной, священной, неприкосновенной она ни была, не переступает и не может переступать границ общих соглашений, и каждый человек может всецело распоряжаться тем, что ему эти соглашения предоставили из его имущества и его свободы; так что суверен никак не вправе наложить на одного из подданных большее бремя, чем на другого. Ибо тогда спор между ними приобретает частный характер и поэтому власть суверена здесь более не компетентна» 190.
Подобные суждения Руссо о пределах государственной власти трудно назвать реалистичными, а предусматриваемые в них гарантии в пользу индивида — сколь-ни-будь действенными. Он рисует некую идеальную модель политического организма, имеющую мало общего с реальной действительностью и совершенно не учитывающую факт относительной самостоятельности государства и возможностей его отчуждения от общества и народа. Весьма наивной выглядит уверенность Руссо в том, что изображенный им политический организм (с суверенитетом без представительства и без разделения властей, с государственной волей у одних, т. е. у народа, и с силой у других, т. е. у правительства) вообще может функционировать в духе его идеалов всеобщего равенства, свободы и справедливости.
|
|
В целом в идеальной плоскости, предопределенной представлениями о месте и роли суверена-законодателя в политическом организме, трактуются в учении Руссо и вопросы закона и законотворчества.
189 Там же, с. 164.
190 Там же, с. 174.
Всякое свободное действие, отмечает Руссо, имеет причины, которые сообща производят его; одна из них моральная, другая — физическая. Первая — это воля, определяющая акт, вторая —сила, его исполняющая191. «У Политического организма — те же движители; в нем также различают силу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую — под названием власти исполнительной» 192.
Такое разделение и распределение силы и воли весьма неудачно уже потому, что суверенитет (и законодательство) оказывается.бессильной волей, а вся прочая государственная власть, именуемая у Руссо исполнительной (или правительственной),—безвольной силой. Подобное представление особенно неудачно в контексте самой руссоистской концепции, по которой суверен и есть государство. Ведь он считает «Политический организм Государством, когда он пассивен. Сувереном, когда он активен» 193. Какая же политическая активность может быть у воли, лишенной силы?
Руссо не удается справиться с этой проблемой тем, что он, отрицая принцип разделения властей и в то же время наделяя всей политически значимой силой лишь правительство, именует последнее не отдельной самостоятельной властью, а доверенным лицом суверена или «посредствующим организмом, установленным для сношений между подданными и сувереном, уполномоченным приводить в исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую» 194.
Если у суверена-законодателя ость воля, но нет силы, то откуда же берется общеобязательная сила самих законов? По смыслу руссоистского разделения силы и воли на этот вопрос можно дать лишь нелепый (в том числе и для его учения о суверенитете) ответ: из силы исполнительной власти. Хотя вместе с тем признается, что сила правительства имеет своим источником «силу всего народа» 195, т. е. силу суверена.
Закон (позитивный закон, закон государства), по Руссо,— это акт общей воли. Поскольку общая воля не может (и не должна) высказываться по поводу частных дел,
191 См.: Там же, с. 191.
192 Там же.
193 Там же, с. 162.
194 Там же, с. 192
195 Там же, с. 194.
предмет законов всегда имеет общий характер. Разверну тое определение закона, даваемое Руссо, таково: «Когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа, он рассматривает лишь самого себя, и если тогда образуется отношение, то это — отношение целого предмета, рассматриваемое с одной точки зрения, к целому же предмету, рассматриваемому с другой точки зрения,— без какого-либо разделения этого целого. Тогда сущность того, о чем выносится решение, имеет общий характер так же, как и воля, выносящая это решение. Этот именно акт я и называю законом» 196.
В законе всеобщий характер воли сочетается со всеобщностью предмета, поэтому, замечает Руссо, закон рассматривает подданных как целое (а не как индивидов). а действия как отвлеченные (но не как отдельные поступки). Так, поясняет он, закон вполне может установить определенные привилегии, но он не может предоставить их каким-то конкретным индивидам. Всякое действие, объект которого носит индивидуальный характер, не относится к законодательной власти. То, что суверен приказывает по частному поводу,— это уже не закон, а декрет, не акт суверенитета, а акт магистратуры.
Цель всякой системы законов — свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства. «Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его» 197.
В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т. д. «Кроме правил, общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало, которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными для него одного» 198. И следует дождаться поры зрелости народа, прежде чем подчинять его законам: «если же ввести законы преждевременно, то весь труд пропал»199. С этих позиций он критикует Петра I за то, что он подверг свой народ «цивилизации чересчур рано», когда тот
«еще не созрел для уставов гражданского общества»; Петр «хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы создавать русских» 20°.
Руссо делит законы на _политические (основные), предусматривающие отношения целоГб R Дилиму (с.уяерв"-на к государству); гражданские законы; регулирующие отношения граждан Т1е^кду~собо¥"шш"с "государством; _уго-тгпврые законы, которые; регулируют «отношения между человеком и Законом» (преступление и наказание) И" '*в сущности не столько представляют собой особый вид законов, сколько придают силу другим законам» 201. К четвертому, наиболее важному виду законов Руссо относит «нравы, обычаи и особенно мнение общественное»; «эти законы запечатлёнйГне в мраморе, не в бронзе,„,нсГ в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность Государства; они изо дня в день приобретают новые силы; когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти» 202.
Руссо подчеркивает, что предмет его исследования — политические законы, принципы политического права, вытекающие из общественного договора.
Законы характеризуются Руссо как необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Народ, тво-"ртц законов, хотя «всегда хочет блага, но сам он не всегда видит, в чем оно» 203. Между тем создание системы законов — дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности. «Частные лица,— пишет он,— видят благо, которое отвергают; народ хочет блага, но не ведает, в чем оно. Все в равной мере нуждаются в поводырях. Надо обязать первых согласовать свою волю с их разумом; надо научить второй знать то, чего он хочет. Тогда результатом просвещения народа явится союз разума и воли в Общественном организме; отсюда возникнет точное взаимодействие частей и, в завершение всего, наибольшая сила целого. Вот что порождает нужду в Законодателе» 204.
200 Там же.
201 Там же, с. 190.
202 Там же, с. 190—191.
203 Там же, с. 178.
204 Там же.
В данном контексте под «Законодателем» имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики и права. Сопоставляя великого правителя с великим законодателем, Руссо сравнивает второго с механиком — изобретателем машины и создателем образца, а первого — с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. «Тот, кто берет на себя смелость дать установления какому-либо народу,— поясняет Руссо задачи и роль великого законодателя,— должен чувствовать себя способным изменить, так сказать, человеческую природу, превратить каждого индивидуума, который сам по себе есть некое замкнутое и изолированное целое, в часть более крупного целого, от которого этот индивидуум в известном смысле получает свою жизнь и свое бытие; переиначить организм человека, дабы его укрепить; должен поставить на место физического и самостоятельного существования, которое нам всем дано природой, существование частичное и моральное» 205.
Но такой великий законодатель, поясняет Руссо,— это учредитель государства, а не магистратура или суверен. Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.
«Не законами живо Государство,— пишет Руссо,— а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня; но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея возможность это сделать. То, что суверен единожды провозгласил как свое желание, остается его желанием, если только он сам от него не отказывается» 206.
Единственная сила суверена — это законодательная власть, и он действует посредством законов как актов общей воли. Поэтому, подчеркивает Руссо, «суверен может действовать лишь тогда, когда народ в собраньи»207. Собрания эти делятся им на регулярные, периодические, созываемые на основании закона, и экстраординарные, созываемые магистратами.
Как только весь народ на основании закона собрался в качестве суверена, отмечает Руссо, всякая юрисдикция
правительства прерывается: где находится представляемый, нет более представителей.
Суверенитет, согласно Руссо, не может быть представляем по той же причине, по которой он неотчуждаем. Его сущность — в общей воле, которая не представляема кём^о^ДРУгим, кроме самого народа. Отсюда "следует, что депутаты пе могут быть представителями суверена; они лишь его уполномоченные и ничего пе могут постановлять окончательно. «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон» 208.
Законодательная власть народа не может быть нред-_ ставляема. Как только народ дает себе представителей, он более не свободен, его более нет. Но народ может быть представляем лишь в отношении «власти исполнительной, которая есть сила, приложенная к закону»20Э. Отсюда, замечает Руссо, видно, что «законы существуют лишь у очень немногих народов» 21°.
Руссо требует от законов известной гибкости, поскольку не все в них можно предусмотреть с достаточной определенностью. 3 я коды, не должны _иметь_ обратного действия.
В случаях крайней опасности, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, «можно приостанавливать священную силу законов» и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на «достойнейшего», т. е. учредить диктатуру и избрать диктатора211. Причем речь идет лишь о краткосрочной диктатуре, которая ни в коем случае не должна быть продлена.
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей революционно-демократической трактовкой принципов общественного договора, целей и сущности государства и позитивного права Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и политической практики.
Вместе с другими французскими просветителями XVIII в. (Монтескье, Вольтером, Дидро, Гельвецием,
208 Там же, с. 222.
209 Там же.
210 Там же.
211 Там же, с. 213.
Гольбахом и др.) Руссо своей критикой феодального строя и абсолютизма, защитой идей народного суверенитета, всеобщей свободы, равенства и права внес существенную лепту в дело идеологической подготовки Великой французской революции. Эти выдающиеся мыслители XVIII в., по словам Ф. Энгельса, «просвещали головы для приближавшейся революции» 212.
Идеи просветителей (особенно Монтескье и Руссо) нашли свое отражение в конституционных и иных правовых документах, закреплявших победу буржуазной революции во Франции.
Значительное влияние учение французских просветителей оказало на усиление антифеодальной борьбы и формирование исторически прогрессивной буржуазно-демократической идеологии и государственно-правовой практики во многих странах Европы и Америки.
Это прогрессивное влияние испытали на себе и передовые мыслители России XVIII и начала XIX в. (и прежде всего — А. Н. Радищев, декабристы), поднявшие знамя борьбы за интересы широких слоев общества и достоинство личности, ее прав и свобод в тяжелых условиях крепостного строя и всевластия самодержавного иолицей-ско-государственного аппарата.
Идеи общественного договора, неотчуждаемых естественных прав человека, разделения властей и т. д. сыграли большую роль в освободительной борьбе американского народа против английской монархии. Этим идеям уделено заметное место в творчестве таких идеологов названного освободительного движения, как Дж. Адаме, С. Адаме, Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон и др.213
Признание неотчуждаемых прав человека, народного суверенитета, права народа свергнуть деспотическое правительство четко отражено в составленной Т. Джеффер-соном (1743—1826) «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки» 1776 г., которую К. Маркс назвал «первой декларацией прав человека»2f4. «Мы,— отмечается в названной Декларации,— считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наде-
212 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 16.
213 Подробнее см.: Иваненко О. Ф. Естественноправовые теории
в Северной Америке (XVII—XVIII).—Правоведение, 1973, № 3,
с. 65-74.
214 Маркс К., Энгельс Ф._ Соч. 2-е изд., т. 16, с. 17.
лены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу я на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
Принцип разделения властей был проведен в Конституции США 1787 г., а основные буржуазно-демократические права и свободы личности (в частности, свобода совести, слова и печати, право мирных собраний и обращений к правительству с петициями, право хранить и носить оружие, право на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, право на суд присяжных и т. д.) были провозглашены в «Билле о правах» 1791 г.
Прогрессивные буржуазные мыслители эпохи революционной борьбы против феодальных социальных и политико-правовых порядков были воодушевлены идеями всеобщей свободы, господства разумных законов, справедливости и равенства и выступали в качестве горячих поборников строя разума и гармонии. Но объективные результаты буржуазных революций были весьма отличны от этих радужных субъективных ожиданий и установок. Подчеркивая данное обстоятельство, Ф. Энгельс писал: «Мы знаем теперь, что царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была... буржуазная собственность. Государство разума,— общественный договор Руссо,— оказалось и могло оказаться на практике только буржуазной демократической республикой. Великие мыслители XVIII в., так же как и все их предшественники, не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха» 215.
'■|г> Там же, т. 20, с. 17.
Г. В. Ф. Гегель
Учение о праве и законе было существенно углублено в творчестве ведущих представителей классической немецкой философии — Канта (1724—1804), Фихте (1762— 1814) и Гегеля (1770—1831). В условиях господствовавших в Германии феодальных и полуфеодальных порядков эти мыслители под заметным влиянием предшествовавших прогрессивных идей и результатов французской буржуазной революции развивали в целом умеренно-буржуазные воззрения, в том числе и при исследовании проблем права и закона.
Наиболее последовательно рассматриваемая здесь проблематика соотношения права и закона была разработана в произведениях Гегеля, в силу чего основное внимание в данном разделе будет уделено гегелевской концепции взаимосвязи права и закона. Формулируя свои философ-ско-правовые воззрения по этой проблематике, Гегель подверг критике соответствующие положения Канта и Фихте. Вместе с тем достижения этих мыслителей в области философского исследования права и закона оказали определенное влияние па гегелевскую концепцию право-понимания. Поэтому необходимо хотя бы вкратце изложить правовые взгляды Канта и Фихте, что позволит четче себе представить общее и особенное в подходах ведущих представителей немецкой классической философии к праву и закону.
К. Маркс подчеркивал, что «философию Канта можно справедливо считать немецкой теорией французской революции...» 216. Такая характеристика в значительной мере применима и к философским учениям Фихте и Гегеля. «Критика немецкой философии государства и права, получившей в работах Гегеля свою самую последовательную, самую богатую и законченную формулировку,— отмечал К. Маркс,— есть одновременно и критический анализ современного государства и связанной с ним действительности, и самое решительное отрицание всей доныне существующей формы немецкого политического и правового сознания, для которого самым значительным, универсальным, возведенным в науку выражением является именно сама спекулятивная философия права»2".
216 Там же, т. 1, с.
217 Там же, с. 421.
Проблема соотношения права и закона рассматривается Кантом, Фихте и Гегелем в философской плоскости, я своеобразие исходных положений их философских систем предопределяет различие их подходов также и к данной проблеме. В сфере человеческих взаимоотношений и человеческого бытия вообще (включая также и область общественной, политической жизни людей) ключевым для всех них является вопрос о свободе и способах ее обеспечения.
Свобода,_ отмечает КантЛ— это свойство _воли_всех^эал в^ Понятие свободы и, следовательно, сво-
Годной воли дает ключ к объяснению автономии волн, которая представляет высший принцип нравственности. Понятие нравственности, таким образом, сводится у Канта к идее свободы.
Причем он подчеркивает, что свобода^жиш л_ютдедь-._ ных человеческих поступках не противоречит тому, что в сбвокухГнбстй действий и поступков можно открыть за-
_конщшрнь1Й ход__и_стории. «Средство, которым природа" пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех,лз-дахков людей,— это антагонизм их в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной их законосообразного порядка» 218.
Представление о моральном прогрессе,, по Канту, основано на идее целесообразного развития человечества, что осуществляется благодаря разумности человека. Разум, призывает человека, пренебрегая многими выгодами, иными побуждениями и склонностями, «подготовить себя своим поведением в этом мире к тому, чтобы стать гражданином лучшего мира, который он имеет в идее»2". Благодаря подобным идеям разума перед человеком и человечеством открывается наряду с наличным миром явлений мир нравственного долженствования, свободы, нрава и правового закона, словом — умопостигаемый моральный мир.
Характерный для кантовской философии разрыв между должным и сущим, миром морального долженствования и миром эмпирических отношений, идеей и явлением вовсе не означает отрицания значения первых для вторых. Идеи дя^умй цктг.тулатт r каяегдиа. - р#ру-дя*ИВНЫХ принципов отношений и явлений эмпирического мира.
218 Кант И. Соч., Т. 6, С. 11.
219 Там же, т. 3, с. 385.
Если люди разделяют некоторую идею и сообща руководствуются ею, она тем самым приобретает практическую значимость и реальную силу. Эту мысль (с принципиально иных позиций) Маркс выразил в краткой формулировке, гласящей: «...теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» 22°. Примечательно, что при характеристике такой, практически значимой теории К. Маркс использует восходящее к Канту понятие «категорический императив» и говорит о «категорическом императиве, повелевающем ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом...» 221.
В соответствии с велениями разума долг человеческого рода по отношению к самому себе состоит, по Канту, в осуществлении цели всеобщего блага в гражданском состоянии. Гражданское общество у отдельного парода, а затем и всемирно-гражданское состояние — те формы общежития людей, которые законосообразно организуют свободу, удерживая ее в границах права и нейтрализуя ее отрицательные последствия.
Так называемый ^ общественный договор об установлении гражданского состояния, учреждении государства и т. п.— это, согласно Капту, не «факт (более того, как таковой, он вообще невозможен)», a jjjcera-лишь идея-разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность»222.
Регулятивная сила идеи разума в некотором отношении эквивалентна силе договора, поскольку, разделяя некую идею и действуя в направлении реализации ее требований, люди действуют собственно так же, как если бы они специально договорились о том же самом (в форме так называемого общественного договора). Существенная разница здесь, правда, в том, что веления идеи разума безусловны (отсюда и безусловный характер формулируемого Кантом категорического императива), тогда как договор по своему существу, предмету, содержанию и т. д. условен (и, следовательно, условно обязателен), может быть изменен, расторгнут и т. д.
Договор как идея разума раскрывается в виде требования «правового государства» с господством в нем «пра-