в начале XIX в. стали складываться новые подхо-ды к психике. Физиология стимулировала рост пси-хологического знания. Имея своим предметом осо-бое природное тело, физиология превратила его
в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе пси-хические) исследовались под углом зрения их за-висимости от строения органа, его анатомии. Умоз-рительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Центральной фигурой в создании основ психоло-гии как науки, имеющей собственный предмет, был Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894). Его раз-носторонний гений преобразовал многие науки
о природе, в том числе науку о природе психичес-кого. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. «Мы все дети Солнца,- говорил о н, - ибо живой организм, с позиций физики, это система, в кото-рой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отлича-ющих поведение в органических и неорганических телах.
Занимаясь изучением органов чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергичес-кое (молекулярное), а анатомическое начало. Имен-но: на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы
о том, что имеется три нервных волокна, возбужде-ние которых волнами различной длины создает ощу- <