Учителя должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.
Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.
Учителя должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).
Учителя должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.
Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.
Учителя должны знать, какие факторы классной атмосферы способствуют буллингу.
Факторы, способствующие развитию буллинга в классе/школе
· Отсутствие контроля за поведением на переменах.
· Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников
· Равнодушие как установка – со стороны педагогов
Обучение персонала проводится систматически в форме тренингов. Тренинги поводятся для всех взрослых, находящихся в зоне возможных конфликтов: от водителя автобуса, охранника, уборщицы до родителей, учителей и администрации.
|
|
III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес:
Дети должны уметь и быть готовыми:
§ Рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.
§ Вести себя уверенно
§ Искать друзей среди сверстников и одноклассников
§ Избегать ситуаций, в которых возможен буллинг
§ Заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно.
§ Быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне)
§ Не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие
§ Учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии
IV. Формирование конструктивного поведения у зрителей – свидетелей буллинга
Дети должны уметь и быть готовыми:
· Отклонять предложения поучаствовать в травле
· Пытаться разрядить обстановку, когда она накаляется и возможен буллинг
· Громко кричать и искать поддержки, если стал свидетелем насилия
· Немедленно привести кого-то из взрослых, кому ты доверяешь
· Подбадривать и поддерживать жертв, советовать им пойти за помощью к надежному взрослому
IV. Учить детей участию в школьных проектах, повышающих их самоценность и социальный престиж
V. Менять у родителей и учителей отношение к буллингу как к незначительному явлению
|
|
Привлечение родителей (взаимодействие между школой и родителями)
- Обучение родителей обхождению с ситуацией буллинга и бдительному отношению (распознавание первых признаков неблагополучия)
- Организация регулярных встреч с родителями
- Выстраивание четкой процедуры, которая позволяет сделать заявление о случаях буллинга и виктимизации
- Работа с родителями жертв
- Работа с родителями буллеров
- Вовлечение родителей в планирование и реализацию деятельности по предотвращению буллинга в школе
Неблагополучные семейные факторы, влияющие на буллинг
- Недостаток тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка
- Недостаток контроля и наблюдения
- Попустительское родительское поведение без твердости, вседозволенность
- Жестокий стиль воспитания, использующий физические наказания