Учебные задачи, разделенные по операциям, необходимым для их выполнения
Операционная структура | Задачи |
1. Мнемическое воспроизводство | 1.1 Задачи по узнаванию 1.2 Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий 1.3 Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил 1.4 Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц и т.п |
2. Простые мыслительные операции | 2.1 Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.) 2.2 Задачи по перечислению и описанию фактов 2.3 Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий 2.4 Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез) 2.5 Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение) 2.6 Задачи по распределению (категоризация и классификация) 2.7 Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.) 2.8 Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению 2.9 Решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.) |
3. Сложные мыслительные операции | 3.1 Задачи по переносу (трансляция, трансформация) 3.2 Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование) 3.3 Задачи по индукции 3.4 Задачи по дедукции 3.5 Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации) 3.6 Задачи по оценке |
4. Сообщение данных | 4.1 Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д. 4.2 Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов 4.3 Самостоятельные письменные отчеты, чертежи, проекты |
5. Творческое мышление | 5.1 Задачи по практическому приложению 5.2 Решение проблемных задач и ситуаций 5.3 Постановка вопросов и формулировка задач и заданий 5.4 Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) 5.5 Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на рациональной основе) 5.6 Речевое оформление в письменном тексте решения проблемных задач 5.7 Задачи на осмысление и обобщение эмпирических данных, феноменов (моральный поступок, процессы смыслополагания, особенности решения нравственной проблемы) 5.8 Поиск интуитивных решений сложной конфликтной ситуации 5.9 Групповые решения сложных проблем с открытой структурой |
6. Рефлексия | 6.1 Задачи, позволяющие освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действий познания, запоминания, припоминания 6.2 Рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик 6.3 Рефлексивные процедуры, связанные с построением разных типов научного текста 6.4 Задачи на построения стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем 6.5 Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и обобщения в ходе совместного решения задач |
|
|
Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:
|
|
- речь учителя свободна от сарказма и насмешки;
- обращение к учащимся в теплой, дружеской манере;
- конкретные учащиеся поощряются за корректную работу;
- учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке
Приложение 2