Методологические основания научного психологического исследования

Цель: сформировать представления о методологии и методах психологии.

План подготовки к занятию

1. Используя приведенный ниже список литературы и материалы лекций подготовить ответы на вопросы.

2. Выписать в словарь определения основных психологических понятий по теме занятия.

3. Составить логическую схему знаний по теме занятия и подготовить презентацию в Pair Pointe.

4. Решение психологических задач по теме занятия.

 

Основные психологические понятия по теме

Методология психологии, теория, метод, методика. Понятие о методологии и ее уровнях (уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень конкретно-научной методологии, уровень методологии и техники исследования. Методологические проблемы развития современной психологии. Наблюдение, эксперимент, тестирование, интроспекция.

Вопросы для подготовки

1. Методология и методы психологического исследования.

2. Ведущие методологические принципы научной психологии.

3. Основные классификации методов исследования в психологии.

4. Краткая характеристика основных методов исследования в психологии.

План проведения занятия

1. Обсуждение вопросов для подготовки и решения психологических задач по теме занятия.

2. Работа в микрогруппах.

3. Выполнение тестовых заданий по теме занятия.

4. Подведение итогов занятия.

 

Практические задания

Подготовить материал по основным методам исследования. Студенты разбиваются по микрогруппам (количество групп зависит от числа рассматриваемых методов исследования в психологии). Каждая микрогруппа определяет достоинства, недостатки и границы применения заданного метода исследования.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

2. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

5. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

6. Матяш Н.В. Общая психология: готовимся к экзаменам: учебно-метод.пособие / Н. В. Матяш; Т.А.Павлова. - М., 2010. - 206 с.

Психологические задачи (методы)

I. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?

1. Интроспекция является основным методом психологии.

2. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке.

3. Методологические принципы – это конкретное воплощение методов в соответствии с целями иссле­дования.

4. Термин «наблюдение» используется в психологии в трех разных значениях: наблюдение как деятель­ность, как метод и методика.

5. Главное в методике наблюдения – записывать свои впечатления о происходившем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: