а) нет отличий – это одно и то же;
б) первый термин обозначает особый предмет психологических знаний,
который заключается в исследовании психических явлений, проявляющихся в ходе эксперимента;
в) второй термин определяет особый предмет психологических знаний, который заключается в изучении сущности отношений между исследователем и испытуемым в ходе эксперимента.
7. Сущностью экспериментального метода является:
а) наблюдение за испытуемым в период работы с
ним в специально созданных экспериментальных условиях;
б) тестирование объекта исследования для получения определенной ин-
формации в ходе эксперимента;
в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на модель
независимыми переменными для измерения экспериментальных переменных.
8. К основным формам экспериментального исследования относятся:
а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;
б) лабораторный и естественный эксперимент;
в) реальный эксперимент, моделирование.
|
|
К основным структурным элементам экспериментального метода от-
носятся:
а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация результатов;
б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;
в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение эксперимента,
подтверждение гипотезы.
10. Сущностью экспериментальной гипотезы является:
а) научно доказанная система фактов;
б) система научных догадок, основанная на косвенных эмпирических и
теоретических сведениях;
в) концептуальная схема проведения эксперимента.
Какое суждение относится к определению понятия «независимая переменная»?
а) система экспериментальных воздействий, которая является причиной
определенного экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в ходе
эксперимента;
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющихся причиной артефактов.
Какое суждение относится к определению понятия «зависимая переменная»?
а) система экспериментальных воздействий, которая является причиной
определенного экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в ходе
эксперимента;
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющихся причиной артефактов.
13. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:
«Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное воздействие»?
а) репрезентативная выборка;
б) экспериментальная выборка;
в) контрольная выборка;
г) эквивалентная выборка.
Раздел 2. Понятие о психике, сознании, неосознаваемых психических процессах
|
|
Семинар 4.
Понятие о психике и ее развитии в филогенезе
Цель: сформировать научные представления о сущности психики, гипотезах о ее происхождении и механизмах функционирования.
Задачи:
- помочь студентам в усвоении сущности и специфических особенностей психического отражения у животных;
- воспитывать познавательную активность;
- развивать исследовательские умения.
Формируемые умения: анализировать, сравнивать, делать выводы, приводить примеры из жизни.
Вопросы для теоретической подготовки
1. Гипотеза о происхождении психического отражения в эволюции живой материи (А.Н. Леонтьев).
2. Основные функции психики и их развитие в филогенезе.
3. Особенности психической деятельности животных.
Практические задания
1. Изучите лекцию11 учебного пособия Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (С.169-197). Письменно ответьте на следующие вопросы: В чем суть проблемы поиска объективного критерия психики? Какие особенности психики и поведения животных выделяет автор? Каковы главные особенности психики животных, отличающие ее от психики человека?
2. Решите задания по данной теме из сборника задач по общей психологии/ Под ред. В.С.Мерлина. – М., 1974.
Литература:
1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002. С.65-102.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. М., 1996. С.24-37.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2002. С.169-197.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007. С.70-87.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998. С.130-199.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. С.90-134.
7. Сборник задач по общей психологии/ Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974.
Тестовое задание
I. Верно ли предложенное утверждение:
Психика-это единство высших психических функций.
II. Выберите один или несколько правильных ответов:
1. К основным функциям психики относятся … а) отражение окружающей действительности; б) приспособление к условиям окружающей среды; в) регуляция поведения и деятельности; г) формирование психологических свойств индивида.
2. Психическое отражение характеризуется следующими особенностями …
а) носит опережающий характер; б) избирательно; в) преломляется через индивидуальность человека; г) носит постоянный характер.
3. Для психики человека характерно прохождение следующих этапов психического отражения … а) отражение межпредметных связей; б) стадия предметного восприятия; в) стадия элементарной чувствительности; г) стадия инстинктов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. В рамках системно-деятельностного подхода выделяют следующие принципы … а) детерминизма; б) активности; в) системности; г) опосредованное; д) объективности; е) субъективности.
5. Для животных характерен следующий вид раздражимости …
а) «тропизм»; б) чувствительность.
6. Критичность – это … а) способность выделять себя из среды; б) способность осознавать различия между противоположностями; в) способность осознавать и формировать свое поведение.
7. Цепное поведение характерно для …а) человека; б) животного; в) насекомого; г) рыбы.
8. У животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается следующий вид памяти:
а) двигательная; б) образная; в) смысловая.
III. Вставьте пропущенные слова:
1. Развитие психики реализуется в форме:
а)...; б)...; в)....
4.Способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется...
5.Сочетание внутренних и внешних условий среды предваряет возникновение такой формы реагирования как...
Семинар 5.