IX. «Переведите» на научный язык современной психологии эмоциональных состояний и дайте пояснения следующим поэтическим строкам

- О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! (К. Н. Батюшков.)

-...Сегодня чувствую в сердце неясную дрожь созвездий, но глохнут в душе тумана моя тропинка и песня. Свет мои крылья ломает, и боль печали и знанья в чистом источнике мысли полощет воспоминанья... (Ф. Гарсиа Лорка.)

-...Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной, Кто в забытьи немом рисует беспристрастно Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна Цветком причудливым в выси восхищена, И аромат цветка всю жизнь луны заполнил... (Малларме.)

Психологические задачи по теме «Воля»

(Иващенко, Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии.)

I. Цели воспитания чаще всего выражают совокупность положительных волевых свойств, которые хотят видеть в облике каждой личности. Даны определения некоторых из этих свойств.

1) Умение по собственному почину предпринимать необходимые действия и поступки.

2) Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других!

3) Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

4) Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

5) Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении.

6) Умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели.

Укажите, к каким свойствам они относятся. При каких условиях эти свойства становятся чертами характера?

П. Для того чтобы обеспечить точность наблюдений за проявлением волевых качеств у младших школьников в разных видах деятельности, были составлены краткие описания проявлений изучаемых волевых качеств. Приведем примеры такого описания.

1) Любое дело Вася доводит до конца. Еще не было случая, чтобы он не выполнил домашнего задания. Способности у него средние, но он сидит за уроками и напряженно работает до тех пор, пока не выучит их. Вася такой же и в других делах. Однажды ребята решили вести записи наблюдений за погодой. Многие из них через месяц забросили это занятие, а Вася вел календарь погоды в течение всего учебного года, хотя ему тоя не всегда хотелось это делать.

2) Ученик выполняет посильную работу без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок может выполнить учебное или трудовое задание и т. п.); умеет находить себе занятие и организовывать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти развлечения и т. д.); умеет отстоять свое мнение, но не проявляет упрямства в том случае, если не прав; умеет применять выработанным привычки самостоятельного поведения в новых, но однородных условиях данной деятельности.

III. В одном из исследований учащимся 7 – 8 классов задавали вопрос: какого человека называют настойчивым, какого самостоятельным и т. д. Ответы были следующие: настойчивый человек тот, кто «во время спора никогда никому не уступает», «никогда не слушает других, все делает по-своему», «не принимает во внимание советы товарищей»; самостоятельный – «кто живет своим умом, никого не слушая».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: