Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте

 

Подростки и юноши значительно чаще, чем люди стар-шего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изо-ляции, не от плохого окружения, а от невозможности вы-разить в общении всю полноту чувств.

 

Число друзей своего пола у юношей от седьмого к де-сятому классу несколько уменьшается (у девушек такой тенденции нет), а приятелей, наоборот, становится боль-ше. Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы. При этом у девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники.

 

Для ранней юности типична идеализация друзей и са-мой дружбы. Представление о друге стоит значительно ближе к «идеальному Я» подростка, нежели к его пред-ставлению о своем наличном «Я». Одной из главных не-осознаваемых функцийюношескойдружбыявляетсяпод-держание самоуважения. Юношеская дружба иногдавыступает как своеобразная форма «психотерапии», по-зволяя молодым людям выразить переполняющие их чув-ства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

 

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего по-требность в эмоциональном контакте, понимании, душев-ной близости; эротические мотивы в ней почти не выра-жены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротиче-ские желания очень часто не совпадают и могут быть на-правлены на разных партнеров. Для старшеклассников

 


 

Влияние обособления на формирование личности юноши

 

В юности получает новое развитие механизм иденти-фикации - обособление. Именно в юности обостряют-ся способности к вчувствованию в состояния других, спо-собности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензи-тивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям,

 

в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

 

В то же время именно в юности обостряется потреб-ность к обособлению, стремление оградить свой уни-кальный мир от вторжения сторонних и близких людей, для того чтобы через рефлексии укрепить чувство лично-сти, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализо-вать свои притязания на признание. Обособление как

 

средство удержания дистанции при взаимодействии

 

с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровнях об-щения.

 

Идентификация-обособление в юности имеет своюспецифику: юноша одновременно «горячее» и «холод-нее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доми-нирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Лю-бовь - всегда идентификация в высшей степени. Нена-висть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно


 

%

 

Глава 11

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: