Программное содержание. Развивать игровые умения детей в режиссерской игре: учить выстраивать сюжет, действовать за всех героев.
Материалы. Оборудование для городка игрушек (игрушечные домики, деревья, атрибуты для игры); кукольные герои для сюжетно-ролевой игры.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-ролевая (режиссерская) игра.
Ход игры
Воспитатель приводит детей в городок, где живут игрушки. У каждой игрушки – свой дом. В городке есть поликлиника, театр, цирк, магазины, почта, парикмахерская. Педагог предлагает детям поиграть в городок игрушек.
Примечание. В данном случае предлагаемые игры сходны с сюжетно-ролевыми играми, носят режиссерский характер, то есть каждый ребенок в такой игре владеет несколькими персонажами и может придумать себе тему для игры. Это могут быть, например, следующие темы:
• «Лисенок пошел на день рождения к медвежонку»;
• «Слоненок пришел в поликлинику»;
• «В городке строят новый дом»;
• «В магазин привезли новый товар» и другие.
Воспитатель помогает детям начать игру, обращая внимание на ту или иную игровую ситуацию: «Смотри, вот выстроились солдатики. Как ты думаешь, куда они идут?», «Здесь живут коротышки – Незнайка и его друзья. Придумай про них историю и покажи в театре» и т. д.
Словесно обрисовывая подобные игровые ситуации, педагог направляет режиссерские идеи ребенка. Он также может предложить своеобразный план событий, который в дальнейших подобных ситуациях ребенок будет выстраивать сам. Приведем примеры таких планов.
«Лисенок пошел на день рождения».
1. Заяц-почтальон принес Лисенку телеграмму: Медвежонок приглашает его на день рождения.
2. Лисенок решает, какой подарок подарить.
3. Лисенок приходит к Медвежонку и поздравляет его.
4. Медвежонок устраивает для гостей веселый день рождения.
Примечание. Из данного плана видно, что педагог наметил для ребенка канву игры, и вместе с тем оставил ему место для фантазии, выдумки: ребенок сам придумывает, каков будет подарок, какие слова поздравления скажет Лисенок, как веселились гости.
«Слоненок пришел в поликлинику».
1. Слоненок серьезно заболел.
2. Слоненок пришел к врачу.
3. Врач лечит больного Слоненка.
4. Слоненок идет в аптеку.
5. Слоненку помогают друзья.
6. Слоненок поправился.
Таким образом, воспитатель организует и направляет самостоятельно играющих детей, дает каждому ребенку возможность рассказать о своей игре. Воспитатель должен помнить о том, что план – это только канва, а не шаблон, по которому действует ребенок. Планирование же помогает держать в сознании сюжет игры.
В завершение педагог может объединить детей в общей игре или хороводе.
Хороводная игра «Городок игрушек».
Ведущий.
В городке не спят игрушки:
Куклы, клоуны, зверушки,
На зарядку всех зовет
Физкультурник – старый кот.
(Идут по кругу в хороводе.)
Кот-физкультурник.
Раз-два! Вправо-влево,
Не ленись, дыши умело,
Руки вверх и руки вниз,
Не сутулься, распрямись!
(Делают зарядку.)
Ведущий.
В городке кипит работа:
Медвежонок учит ноты,
Буратино по слогам
Вслух читает книжку нам.
(Буратино танцует с книжкой в руках, остальные дети выполняют движение – пружинка с поворотом.)
Буратино.
Вот урок преподает,
Наставляет всех енот.
Он научит нас считать,
Выразительно читать.
(Выходит учитель Енот (ребенок).)
Ученый енот.
Не ленись, занимайся,
Быть внимательным старайся!
Я ленивых не люблю,
Беспорядка не терплю!
(Грозит пальцем.)
Кто прилежным был, трудился,
Тот работать научился,
Кто к старанию привык,
Тот хороший ученик.
А теперь домой пора,
До свиданья, детвора!
Дети свободно пляшут.