IV. Содержание практических занятий

Занятие № 1.Теоретико-методологические основы педагогической психологии.

В ходе занятий студенты:

Овладеют основными понятиями педагогической психологии.

Вопросы:

1. Место педагогической психологии среди человековедческих наук.

2. Объект, предмет, структура педагогической психологии.

3. Психологические течения, оказавшие влияние на развитие педагогической психологии.

4. Этапы развития педагогической психологии

Рекомендация:

В ходе занятий проводится «круглый стол» для обсуждения основных категорий педагогической психологии: образование, содержание образования, обучение, воспитание, социализация, индивидуальность, адаптация, социальный опыт, учение, учебная деятельность, приобретение опыта, усвоение социального опыта, навык, знания, умения, педагогические способности).

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. М., 1997.

2. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологичеких понятий. – М., 1984.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995

4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

Занятие № 2. Взаимосвязь процессов обучения и развития психики

В ходе занятий студенты:

Приобретут понимание взаимосвязи процессов обучения и развития психики

Вопросы:

1. Понятие развития в педагогической психологии.

2. Развитие психики в норме и патологии

3. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития – Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев.

4. Принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития.

5. Взаимосвязь развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания).

Рекомендации: В ходе занятий студенты представляют подготовленные доклады.

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М., 2002.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

4. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону, 2000.

Занятие № 3. Психология обучающихся.

В ходе занятия студенты:

Выявят особенности различных групп обучающихся

Вопросы:

1. Соотношение обучения и развития.

2. Обучаемость и ее критерии.

3. Младший школьник как субъект обучения. Понятие «группы риска».

4. Подросток как субъект учебной деятельности. Старшеклассник как субъект учебной деятельности.

5. Студент как субъект учебной деятельности. Развитие ответственности личности.

Рекомендации:

В ходе занятия студенты представляют подготовленные доклады и участвуют в групповой дискуссии.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

2. Давыдов В.В., Ломшер Й., Макарова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. – М., 1982.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1985.

4. Крутецеий В.А. Психология обучения и воспитания щкольников. – М., 1976.

Занятие 4. Педагогическое общение.

В ходе занятия студенты:

приобретут навыки решения проблем в педагогическом общении.

Вопросы:

1. Модели общения учителя.

2. Провокации в педагогическом общении.

3. Факторы, сдерживающие эффективность педагогического общения.

4. Педагогические конфликты.

Рекомендации: в ходе занятия студенты работают в малых группах с кейс-заданиями по теме занятия.

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – М. Логос 2005.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: