Занятие № 1.Теоретико-методологические основы педагогической психологии.
В ходе занятий студенты:
Овладеют основными понятиями педагогической психологии.
Вопросы:
1. Место педагогической психологии среди человековедческих наук.
2. Объект, предмет, структура педагогической психологии.
3. Психологические течения, оказавшие влияние на развитие педагогической психологии.
4. Этапы развития педагогической психологии
Рекомендация:
В ходе занятий проводится «круглый стол» для обсуждения основных категорий педагогической психологии: образование, содержание образования, обучение, воспитание, социализация, индивидуальность, адаптация, социальный опыт, учение, учебная деятельность, приобретение опыта, усвоение социального опыта, навык, знания, умения, педагогические способности).
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. М., 1997.
2. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологичеких понятий. – М., 1984.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995
|
|
4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
Занятие № 2. Взаимосвязь процессов обучения и развития психики
В ходе занятий студенты:
Приобретут понимание взаимосвязи процессов обучения и развития психики
Вопросы:
1. Понятие развития в педагогической психологии.
2. Развитие психики в норме и патологии
3. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития – Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев.
4. Принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития.
5. Взаимосвязь развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания).
Рекомендации: В ходе занятий студенты представляют подготовленные доклады.
Литература:
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М., 2002.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
4. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону, 2000.
Занятие № 3. Психология обучающихся.
В ходе занятия студенты:
Выявят особенности различных групп обучающихся
Вопросы:
1. Соотношение обучения и развития.
2. Обучаемость и ее критерии.
3. Младший школьник как субъект обучения. Понятие «группы риска».
4. Подросток как субъект учебной деятельности. Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
5. Студент как субъект учебной деятельности. Развитие ответственности личности.
Рекомендации:
В ходе занятия студенты представляют подготовленные доклады и участвуют в групповой дискуссии.
|
|
Литература:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.
2. Давыдов В.В., Ломшер Й., Макарова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. – М., 1982.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1985.
4. Крутецеий В.А. Психология обучения и воспитания щкольников. – М., 1976.
Занятие 4. Педагогическое общение.
В ходе занятия студенты:
приобретут навыки решения проблем в педагогическом общении.
Вопросы:
1. Модели общения учителя.
2. Провокации в педагогическом общении.
3. Факторы, сдерживающие эффективность педагогического общения.
4. Педагогические конфликты.
Рекомендации: в ходе занятия студенты работают в малых группах с кейс-заданиями по теме занятия.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – М. Логос 2005.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.