Изменение условий психического развития при поступлении ребёнка в школу. Основные показатели готовности к обучению в школе. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Динамика соотношения учебной и игровой деятельности. Развитие личности младшего школьника. Динамика мотивов учения, общения и поведения. Особенности познавательных процессов. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Развитие познавательной сферы. Внимание и внимательность. Восприятие и наблюдательность. Развитие памяти и формирование приёмов и способов умственной деятельности. Развитие воображения. Развитие устной, письменной и внутренней речи. Роль личности учителя в воспитании младшего школьника.
Литература
Основная:
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 457-556.
2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 260-274.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 97-102.
4. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 154-202.
Дополнительная:
5. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии.2008.№3. С.55-60.
6. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 157-167.
7. Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.242-257.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 8. Психология подростка
Анатомо-физиологическая перестройка у подростков. Стадии перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Характеристика внешних условий жизни подростка. Изменения в структуре личности как главные психические новообразования в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Особенности самооценки подростков. Характерные поведенческие реакции: увлечения, реакция эмансипации, группирование со сверстниками. Причины подросткового кризиса. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Динамика подростковой дружбы. Качественные изменения мотивационной сферы. Особенности воли. Потребность в самовоспитании.
Качественные изменения в познавательной сфере. Произвольный характер восприятия, памяти, мышления, воображения подростка.Особенности семейного воспитания и его влияние на развитие личности подростка. Полоролевое поведение. Особенности социализации. Отклоняющееся поведение как крайнее проявление общих закономерностей развития личности.
Литература
Основная:
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.557-646.
2. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 203-252.
Дополнительная:
3. Венгер А.Л. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками//Вестник Московского университета. 2011. №2. С. 36-47.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.5-242. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.275-294.
5. Павлова М.К. Взаимосвязь между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 2008. №3. С. 46-54.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.75-80.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.