В ходе занятий студенты сформируют представление об основных этапах развития психологической мысли в контексте истории науки и мировой истории, приобретут знания об основных направлениях зарубежной и отечественной психологии, детально изучат главные концептуальные подходы к пониманию природы психики.
Таблица 2
№ п/п | Тема занятия | Номер темы дисциплины |
Предмет и методы психологии развития | ||
Движущие силы и закономерности психического развития | ||
Психическая депривация как фактор развития | ||
Пренатальное развитие, новорожденность и младенчество | ||
Психическое развитие в раннем детстве | ||
Психология дошкольного детства | ||
Психология младшего школьника | ||
Психология подростка | ||
Психологич ранней юности | ||
Психология взрослого | ||
Геронтопсихология |
Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Отрасли возрастной психологии.
3. Методы возрастной психологии.
4. Психическое развитие и его основные показатели.
Литература
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13-59.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 5-36.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 13-20.
- Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С. 4-20: 34-48; 124-132.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 319-335.
Дополнительная:
- Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 136-156.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.13-132.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
.
Тема 2. Движущие силы и закономерности психического развития
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Факторы психического развития.
2. Движущие силы психического развития.
3. Общие закономерности психического развития.
4. Проблема возрастной периодизации.
Литература
Основная:
- Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 23-43.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 60-151.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 21-59.
- Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С. 187-212.
Дополнительная: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.50-61.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244-268.
- Пиаже Ж. Теория экспримента, дискуссии. /Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурмнской. М., 2001. С. 106-156.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.327-340.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 3. Психическая депривация как фактор развития
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Психическая депривация и её признаки.
2. Запущенность, изоляция и сепарация.
3. Современные теории психической депривации.
4. Депривация в семье.
Литература
Основная:
- Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.139-157.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С. 9-314.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 164-178.
Дополнительная:
- Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 162-173.
- Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.228-237.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 4. Пренатальное развитие и младенчество
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Генетические и пренатальные факторы развития.
2. Психофизиологические особенности новорожденного.
3. Психологические особенности младенца.
4. Динамика психического развития в младенчестве.
Литература
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.151-327.
- Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.119-123.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 60-108.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 176-196.
Дополнительная:
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.269-339. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 105-118.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 5. Психическое развитие в раннем детстве
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Внешние условия и особенности физического развития.
2. Речь и её эволюция в раннем возрасте.
3. Предметно-орудийная деятельность.
4. Начальный этап формирования личности и первый возрастной кризис.
Литература
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.327-348.
- Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.124-157.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.62-74.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 109-153.
Дополнительная:
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 368-377.
- Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 44-57.
- Хрестоматия по детской психологии. Сост. Бурменская Г.В. М., 1996. С.238-241
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.