III. Структура и содержание дисциплины. № п/п раздел, тема дисциплины содержание темы в дидактических единицах раздел 1

 

№ п/п Раздел, тема дисциплины Содержание темы в дидактических единицах
Раздел 1. Социальная психология как наука. Базовые представления.
  Тема 1. Предмет социальной психологии. Историческое введение в социальную психологию. Сфера интересов социальной психологии. Психология народов и психология толпы как исторические предшественники социальной психологии. Философские, социологические и психологические «корни» социальной психологии. Становление социальной психологии как экспериментальной науки в 20 веке. Социальная фасилитация как предмет первых экспериментальных исследований. Трудность определения предмета социальной психологии. Понимание предмета социальной психологии различными научными школами. Психологически ориентированная и социологически ориентированная социальная психология. Социальная психология в Северной Америке, Западной Европе и России. Основные теоретические ориентации в социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическое направление. Взаимоотношение социальной психологии с другими науками и с другими разделами психологии. Особенности социально-психологического подхода. Влияние ситуации и личности на социальное поведение. Методы социальной психологии. Социальная психология и проблемы общества: «социальный заказ» на социально-психологические исследования. Роли психолога-практика в социуме.  
  Тема 2. Социально-психологические аспекты развития и социализации. Общение как средство социализации. Эволюционный взгляд на социальную психологию. Эволюционный взгляд на кооперацию, конкуренцию, агрессию, альтруизм. Социально-психологический подход к развитию индивида. Психологические особенности больших социальных общностей Понятие социализации. Природа социализации. Дети как изначально социальные существа. Привязанность. Теории социализации. Агенты социализации. Функции социализации. Развитие социального взаимодействия и межличностных отношений. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность. Общение и межличностные отношения. Содержание, формы и механизмы общения. Функции коммуникативного поведения. Метакоммуникация. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Взаимодействие, язык и понимание социального мира.    
Раздел 2. Социальное взаимодействие и межличностные отношения.
3 Тема 4. Кооперация и конкуренция в социальном взаимодействии. Структура взаимодействия и совместной деятельности. Структура взаимозависимости. Ситуации смешанной мотивации. Ситуация с нулевой и ненулевой суммой. Понятие социальной дилеммы. «Дилемма узника». Социальные ценностные ориентации. Типология социальных ценностных ориентаций. Понятие трансформации ситуации. Источники трансформации. Социальное взаимодействие и характеристики группы (диадический, внутригрупповой и межгрупповой уровни взаимодействия).
  Тема 5. Просоциальное поведение.   Причины и мотивация просоциального поведенияЛичностный и межличностный подходы к просоциальному поведению. Отношения обмена и отношения общности. Альтруизм, эгоизм и оказание помощи. Представление о социальных системах. Социальная ответственность и нормы справедливости. Помощь и социальная поддержка. Принятие помощи. Особенности людей, нуждающихся в помощи.Помощь и вмешательство в чрезвычайных ситуациях.
  Тема 5. Феномен межличностных отношений. Аффилиация, аттракция и близкие отношения.   . Потребность в социальном контакте. Ситуации, способствующие аффилиации. Мотивы аффилиации: социальное сравнение, уменьшение тревоги и поиск информации. Феномен одиночества. Аттракция и развитие дружеских отношений. Факторы, влияющие на установление избирательных отношений: поле возможных кандидатов, примат сходства, физическая привлекательность. Любовь и дружба. Гендерные различия в предпочтениях. Удовлетворенность отношениями. Развитие межличностных отношений. Сохранение и разрыв близких отношений. Последствия разрыва отношений.
  Тема 6. Социально-психологические характеристики агрессивного поведения.   Определения агрессии. Виды агрессии. Источники агрессии. Теории агрессивного поведения: гипотеза связи фрустрации и агрессии; представление об агрессии как инстинкте или влечении; взгляд на агрессию как на результат научения. Средства массовой информации и агрессия. Факторы, усиливающие агрессию. Социальный контроль агрессивного поведения. Самосознание и агрессия. Социальные нормы как регуляторы агрессии. Поведенческий и оценочный аспекты агрессивного поведения. Воспринимаемая несправедливость и норма взаимности. Коллективная агрессия.  
Раздел 3. Группы и социальное влияние.
  Тема 7. Социально-психологические характеристики социальных групп. Групповая динамика.   Проблема группы в социальной психологии. Понятие социальной группы. Общество как система социальных групп. Группа и личность. Классификация групп. Сравнение больших и малых социальных групп. Реальные и номинальные группы. Формальные (оформленные) и неформальные (неоформленные) группы. Группы в современном обществе.Значение принципа деятельности в изучении групп. Понятие структуры группы. Официальная и неофициальная структуры группы. Основные характеристики группы. Сети межличностных связей. Сплоченность группы. Понятие групповой динамики. Лидерство как групповой феномен. Феномен «идиосинкразического кредита».  
  Тема 8. Индивидуальная и групповая активность.   Феномен социальной фасилитации. Фасилитация и ингибиция. Факторы, способствующие фасилитации.Коцепции социальной фасилитации: гипотеза простого присутствия; теория отвлечения внимания: теория возбуждения; теории самоосознания, самовосприятия и самопрезентации. Мотивеция индивидуальной активности в группе. Социальная леность и «безбилетный проезд». Мотивационные потери, основанные на несправедливости. Группа как субъект совместной деятельности. Представление о групповой продуктивности. Модель групповой активности Стейнера. Понятие потенциальной продуктивности. Ресурсы членов группы и требования к групповому заданию как факторы потенциальной продуктивности. Типология групповых задач. Понятие процессуальных потерь. Координационные и мотивационные потери. Особенности принятия групповых решений. Социально-комбинационные подходы к принятию группового решения. Прикладные аспекты изучения групповой активности.  
  Тема 9. Социальное влияние в группе.   Нормативное влияние большинства. Конформность и подчинение. Исследование конформности и подчинения (эксперименты С.Аша и С. Милгрэма). Инновация, конфликты и меньшинство. Информационное воздействие меньшинства. Факторы, способствующие и препятствующие влиянию меньшинства. Феномен «сдвига к риску» и групповая поляризация. Феномен «группомыслия». Источники «группомыслия». Условия, способствующие и препятствующие «огрупплению» мышления. Вхождение индивида в группу. Группы членства и референтные группы. Идентификация индивида с группой. Социальные роли личности в группах. Межролевые и внутриролевые конфликты. Конформность по отношению к групповым нормам. Социальный и личный статус человека. Социальное влияние и управление.
  Тема 10. Личность и группа. Изменение социальных установок.   Социальные установки.Понятие установки. Структура установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Функции установок в регуляции социального поведения. Представление о связи установок и поведения. Понятие «аттитьюдной системы». Традиции в изучении социальных установок. Изменение установок. Факторы, влияющие на изменение установок. Роль группы в формировании и изменении социальных установок. Эффекты, проявляющиеся при изменении установок. Установка человека на себя. Измерение установок. Установки и ценности. Иерархия установок. Когнитивные процессы, установки и поведение в условиях социального взаимодействия: закономерности переработки социальной информации, восприятие и интерпретация социальных явлений. Особенности атрибутивного процесса.
  Тема 11. Развитие группы.   Детерминанты возникновения и развития группы. Лабораторные и естественные группы. Теории группового развития. Отечественный подход к групповому развитию: идея деятельностного опосредствования групповых процессов как основа для периодизации группового развития. Психологическая теория коллектива А.В. Петровского, параметрический подход к исследованию группы Л.И. Уманского. Уровни развития группы. Характеристики групп высокого уровня развития. Изменение межличностных отношений в группе на разных этапах ее развития. Управление развитием группы. Двухфакторная модель группового развития Б. Такмана. Модель групповой социализации Р.Морланда и Д. Ливайна. Представление о групповом развитии в психоанализе.
  Тема 12. Отношения между группами.   Основные тенденции межгрупповых отношений. Концепции, интерпретирующие феномен межгрупповой напряженности: мотивационные концепции, сложившиеся в психоанализе и в этологии; ситуационный подход М. Шерифа; когнитивный подход Г. Тэджфела. Особенности экспериментального исследования межгрупповых отношений. Эксперимент М. Шерифа. Эксперимент Г. Тэджфела. Представление Г. Тэджфела о социальной идентичности, приватных и социальных отношениях. Феномен ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации. Особенности групповых процессов в условиях межгруппового конфликта. Представление о социальных стереотипах и предрассудках. Урегулирование межгрупповых конфликтов. Межгрупповые отношения в современном обществе.
  РАЗДЕЛ IV. Социальная психология и современное общество.    
  Тема 13. Массы, толпа, скученность и социальное поведение.   Общество и средства массовой информации. Понятие массового общества. Общественное мнение и информация. Коммуникация как социокогнитивная система. Социальные представления. Характеристики и параметры сообщества. Понятие масс и толпы. Психологические теории масс и толпы. Модель когнитивного ментального единства. Модель взаимного стимулирования. Нормы, возникающие в условиях толпы. Идея самокатегоризации. Лидерство, массы и толпа. Социально-психологические особенности толпы. Представление о толпе как о состоянии группы. Динамика толпы. Феномен скученности (crowding). Социальная психология в условиях социальных изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: