И с ним куда хочу, туда и полечу! (В. Майков)
— Найдите слова с чередованиями. В каком слове из домаш-ней работы есть такое же чередование? (Верчу — вертеть.)
II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
«Кто больше?» Учащиеся находят корень в прилагательном беглый и подбирают однокоренные глаголы. У доски соревну-ются два ученика: кто больше придумает существительных
с корнем -бег- (например: бег, набег, забег, пробег, побег, разбег, пробежка, разбежка, бегун, бегунья, беготня, беженец, бежен-ка, перебежчик, беглец, беглянка, прибежище, конькобежец, убежище, бегство, авто-, вело-, мотопробег), учащиеся прове-ряют и дополняют работу товарищей.
— Какое чередование есть в этом корне?
— Как вы думаете, какие гласные будут называться бег-лыми?
III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.
1. Чтение материалов учебника (с. 24), переработка таблицы и запись определения беглых гласных в тетрадь-справочник.
2. Упр. 425, 426 сопровождаются словарной работой (от слов ремень, чехол образуются слова с уменьшительными суффик-сами), обращением к таблице «Суффиксы», составленной на уроке 102; орфографическим комментарием, в том числе сопо-ставлением суффиксов - ек - и - ик -. Данная орфограмма изучает-ся в 6 классе, однако слова с этими суффиксами представлены в заданиях, поэтому в облегчённом виде можно отразить дан-ную ситуацию, тем более что в ней демонстрируется роль бег-лых гласных: ключ ик — ключ ик а (гласная не убегает); но за-моч ек — замоч к а (беглая е).
|
|