Исследование микрофлоры воздуха учебных классов и выявление бактерионосителей Staphylococcusspp. Среди учащихся 11 класса МАОУ ЦО №35 Г. Уфа РБ

А.А. Бикмеева, 1 курс

Научный руководитель - доцент Рафикова Л.М.

Кафедра микробиологии, вирусологии

Башкирский государственный медицинский университет

Большинство микробов, содержащихся в воздухе, относятся к сапрофитной и условно-патогенной флоре, но в нем могут находиться и патогенные для человека виды. Стафилококки постоянно поступают в окружающую среду от человека. Золотистый стафилококк распространен повсеместно и часто входит в состав нормальной микрофлоры человека. Основную группу составляют лица старшего возраста (микроорганизм выделяют у 15-30% клинически здоровых лиц).

Многочисленными исследованиями была показана корреляция между санитарно-гигиеническим состоянием помещений, количеством находящихся в них людей, числом носителей патогенных стафилококков и содержанием стафилококков в воздухе.

Цель исследования - определение микробного числа воздуха учебных классов и проведение цитоскопического исследования на стафилококковое бактерионосительство среди учащихся 11 класса МАОУ ЦО № 35 г. Уфа.

Материал и методы:

В период с декабря 2016 по февраль 2017 гг. нами было проведено обследование 12 учащихся в возрасте 17-18 лет. Были использованы следующие методы исследования: определение микробного числа воздуха седиментационным методом (по Коху), цитоскопическое исследование на стафилококковое бактерионосительство по методике О.В.Бухарина.

Результаты исследования микрофлоры воздуха:

Среднее количество микроорганизмов, выросших на питательномагаре до уроков - 8278, во время – 9076, после – 5477.

Среднее количество микроорганизмов, выросших на среде Сабуро до уроков - 125, во время – 188, после – 282.

Среднее количество микроорганизмов, выросших на желточно-солевом агаре (ЖСА) до уроков – 282, во время – 626, после – 187.

Концентрация микроорганизмов в воздухе во время уроков менялось в сторону увеличения (9076), главным образом за счет повышения концентрации стафилококков (626). После занятий мы видим уменьшение общего количества микроорганизмов (5477), однако при этом наблюдается увеличение количества грибов, выросших на среде Сабуро (282).

Результаты цитоскопического исследования на стафилококковоебактерионосительство:

Бактерионосителями являются 11 из 12 учеников, что составляет 92 %. Доля клеток с микроколониями у большинства исследуемых составляет около 30-50%.

Выводы:

1. Воздух закрытых помещений действительно содержит бактерии и микроскопические грибы, количество которых возрастает в течение дня при нахождении большого количества людей в помещении.

2. Наименьшее количество микроорганизмов было выявлено в пробах воздуха перед первым уроком (утром). Наибольшее – во время уроков, при активном передвижении учеников.

3. Установлено, что качественный состав микробиоты слизистой оболочки носоглотки имеет сходство с микробиологическими показателями воздуха учебного класса.

4. Общая бактериальная загрязненность воздуха учебных помещений, обнаружение в нем значительного числа дрожжеподобных грибов и Staphylococcusspp., может играть заметную роль в формировании специфических микробиоценозов слизистых верхних дыхательных путей и кожи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: