Институт права собственности на природные ресурсы определяет условия присвоения и использования природных объектов различными субъектами. Особенностью правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы является то, что человек, являясь частью природы, не может существовать, не используя в той или иной степени различные природные ресурсы, поэтому вопросы установления права собственности на данные объекты в высшей степени значимы как для отдельного человека, так и для государства и общества.
Рассуждать о собственности достаточно сложно – ибо мы же не можем толком определиться, что есть объект и что есть ресурс.
Объекты (все объекты) являются достоянием государства или всего мира. Поэтому можно говорить о собственности только на природные ресурсы.
- природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
|
|
Специфика правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы состоит в
1) проблема индивидуализации природных ресурсов как объектов права собственности.
2) Многие природные объекты со временем изменяют свою конфигурацию и местоположение.
3) На часть природных ресурсов вообще невозможно установить право собственности (атмосферный воздух).
Закон «Об охране окружающей среды» не регулирует вопросы собственности, вообще нет там упоминания о собственности.
В Конституции закреплено множество форм собственности на природные ресурсы (а там, кстати, тоже смешиваются объекты и ресурсы).
На сегодняшний день у нас только три природных объекта в исключительной государственной собственности – недра, животный мир и леса.
В отношении собственности действует единый принцип разграничения – все природные объекты, которые используются для общегосударственных нужд, будут находиться в исключительной государственной собственности (реки и земли для электростанций…). Как правило в собственность субъектов РФ, муниципальную и частную – то как правило передаются не особенно важные (малые реки, закрытые водоёмы, пруды, озёра могут…).
Но у собственника есть ограничения правомочий собственника. Владеть можно спокойно, а вот пользоваться и распоряжаться – если не нарушаешь прав других лиц и если не несёшь вред этому природному ресурсу.
Есть объекты, которые у нас не определены в чёткой границы, они не могут быть в чьей-то собственности – это тот же атмосферной воздух или генетический фонд. Это не значит, что государство не контролирует состояние того же атмосферного воздуха, но это охрана – требования соблюдать надо.