Основу правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы составляют положения Конституции Российской Федерации. Согласно ч. 2 cт. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако первая часть данной статьи определяет особый статус природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории Это положение Конституции Российской Федерации закрепляет публичное значение и роль природных ресурсов в жизни российского общества, тем самым обуславливая специальное правовое регулирование отношений собственности на них.
Допуская возможность нахождении природных ресурсов в различных формах собственности. Конституция Российской Федерации вместе с тем не обязывает к тому, чтобы природные ресурсы обязательно находились во всех перечисленных формах собственности. Непосредственно правовое регулирование отношений собственности на природные ресурсы осуществляется гражданским и природоресурсным законодательством
|
|
Гражданский кодекс РФ в ст. 129 (п. 3) устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах Таким образом, указанная статья ГК РФ определяет соотношение норм гражданского законодательства и норм природоресурсного законодательства при регулировании отношений собственности на природные ресурсы, устанавливая приоритет природоресурсного законодательства.
В зависимости от вида природного объекта или ресурса и его публичного значения российским природоресурсным законодательством установлен различный правовой режим отношений собственности.
Непосредственно формы собственности на каждый природный ресурс, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности конкретного субъекта устанавливаются отраслевыми природоресурсными законами — Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом о недрах РФ, Федеральным законом о животном мире. Федеральным законом о рыболовстве и водных биологических ресурсах и др.
Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой институт экологического права, представляющий собой совокупность правовых норм, рейдирующих отношения по поводу возникновения, осуществления и прекращения права собственности различных субъектов на отдельные природные ресурсы и природные объекты.
С субъективной точки зрения право собственности на природные ресурсы определяет содержание правомочий (субъективное право) конкретного субъекта — собственника конкретного природного ресурса и механизм их реализации, устанавливает права и обязанности по владению, использованию, распоряжению данным природным ресурсом и его охране.