Поведение при общении

 

 

Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три

условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей

обязательно должен сопутствовать успех.

Дж. Рескин{31}

 

Искусство общения с людьми посредством свободного и тактичного обмена

мыслями и чувствами является для каждого ученого ценнейшим качеством. Этот

дар зависит в первую очередь от понимания как наших собственных мотивов

поведения, так и мотивов поведения других людей - понимания, особенно

важного для организации исследовательских групп, играющих в наше время в

науке всевозрастающую роль. Нам следует учиться не только тому, как убеждать

других, но и тому, как без предубеждения выслушивать чужие доводы, а это

гораздо более сложное искусство.

Основательное проникновение во все особенности упомянутых в начале этой

книги типов личностей - как нас самих, так и наших коллег - способствует

достижению эффективной и гармоничной работы любого научного учреждения. Нам

следует научиться поддерживать здоровое равновесие между естественным

эгоизмом и сочувственным альтруизмом, уверенностью в себе и скромностью,

ободряющей похвалой и направленной на коррекцию поведения других людей

критикой. Умейте разумно ограничивать тщеславие и противостоять всякой

лести. Избегайте скрытности, неминуемо ведущей к нервозной и напряженной

обстановке в коллективе. Нужно искренне стараться понимать чужие языки и

обычаи, ибо наука по природе своей интернациональна, и все виды кастовости и

изоляционизма наносят ей огромный ущерб.

Истинное товарищество в значительной степени основывается на принципе

взаимопомощи. Подлинная совместимость коллег между собой должна опираться на

сочувственное понимание чужих трудностей и на готовность каждого проявить

помощь и поддержку, удовлетворяя тем самым присущую всем людям потребность в

этих качествах.

Существует целый ряд негативных качеств, способных сделать молодого

ученого невыносимым для своих коллег. Среди них: отсутствие

предупредительности по отношению к товарищам по работе; проявление

превосходства, выражающееся в тенденции преуменьшать вклад в работу других и

преувеличивать свой собственный; утаивание достигнутых результатов, лишающее

автора не только удовольствия поделиться ими с коллегами, но и ценных

критических замечаний в его адрес; "приоритетомания" - вошедшая в привычку

потребность говорить или, чаще, намекать, что он-де это уже предвидел

(говорил) ранее; нарочитая демонстрация своей эрудиции и т. д. и т.п.

Правильно построенные межличностные отношения в значительной мере

базируются на соответствующей аргументации. Убеждение - это дар приводить

удовлетворяющие собеседника аргументы и доводы. В науке оно всегда должно

опираться только на ясное изложение отстаиваемых принципов. Словесное или

основанное на наглядной демонстрации обсуждаемых объектов, оно должно

исключать всякого рода уговоры и просьбы. Ученый, относящийся с излишним

энтузиазмом к своей работе или слишком озабоченный тем, чтобы произвести

нужное впечатление на аудиторию, должен особенно остерегаться использовать

такие аргументы или ссылаться на такие авторитеты, которые, как он считает,

подкрепляют занимаемую им позицию.

В прямой зависимости от характера межличностных отношений находится и

организация работы в коллективе. Как правило, в первую очередь на поведение

людей оказывают влияние эмоции, а эмоциональное проявление потребностей и у

лаборанта, и у известного ученого в основе своей одинаково. Уровень

интеллекта и образования влияет лишь па минеру выражения инстинктивных

побуждений. Поэтому все, что я буду говорить об одной группе, в равной

степени применимо и ко всем другим.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: