Понятия и категориальные конструкции, используемые в правотворчестве

Уже в Риме выдающимся юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. А Гай в своих знаменитых «Институциях» среди важнейших источников права указывает на «ответы законоведов» как мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. В судах средневековой Англии, да и в более позднее время были обычными ссылки на сочинения британских юристов, считавшихся авторитетами в трактовке прецедентного права. В современном мусульманском праве одним из важнейших его источников признается так называемая иджма как единая трактовка средневековых арабских теологов и юристов Корана и высказываний пророка, содержащая их конкретизацию.

Во многих правовых системах доктрины играют определенную роль в качестве теоретической базы процесса совершенствования законодательства, вырабатывая приемы, способы и методы установления, толкования и реализации права и тем самым влияя как на законодателя, так и на правоприменителя.

· Религиозные тексты как каноны правящей церкви, считающиеся общеобязательными правилами поведения.

Они становятся источниками права там, где религия не отделена от государства, и особенно в теистических государствах, где канонический свод (катехизис) провозглашается и становится официальным законодательством.

· Специфические (нетрадиционные) источники права в виде, в частности, идеологических доктрин, партийных документов, трудов мыслителей, идей и речей руководителя страны и т.п.

Так, в первых нормативных актах в 1917-1918 годах, устанавливающих полномочия новых судов в России, предлагалось судьям применять только декреты Советской власти, а в случае неполноты или отсутствия соответствующего декрета руководствоваться «революционным правосознанием» или «рабочей совестью». В годы Гражданской войны на места рассылались циркуляры наркомата юстиции, указывающие, что в случае неполноты декретов судам можно в своих решениях ссылаться как на «несомненные источники права и справедливости» на труды К. Маркса и В.И.Ленина. В Ливии до событий 2011 года источником права помимо Корана объявлялась «революционная законность» лидера ливийской революции Муамара Каддафи, которая была присуща ему одному и являлась «приобретенным правом, что не может быть отобрано». А его директивы, соответственно, должны обязательно выполняться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: