Правотворческий процесс непосредственно обусловлен формулированием воли законодателя, предполагающим ясность ее изложения в правовом документе, доступность, однозначность, четкость и беспробельность юридического текста. Тем самым важно использовать в таком процессе специальные начала и положения, определяющие процесс закрепления в юридическом документе сути и целей его составителей, то есть правотворческую (юридическую) технику. Она представляет собой совокупность сложившихся правил и приемов разработки, оформления и систематизации нормативного материала.
Поскольку принятие законов было и остается наиболее заметной составляющей правотворческой функции государства, зачастую в качестве альтернативы применяют понятие «законодательная техника». Для обозначения процедур, связанных с принятием индивидуальных правовых актов в процессе реализации права, используется понятие «правоприменительная техника».
На практике правотворческая техника во многом проявляется в деловых обыкновениях, сложившихся в различных странах в процессе создания актов высшей юридической силы, или в обычаях и традициях. В теории она становится учением, существенный вклад в становление которого вложили юристы Древнего Рима, Англии (У. Блекстон, И.Бентам), Германии (Р.Иеринг, Г.Век, Г.Хане), Франции (Ф.Жени, С.Дабэн), России (М.М.Сперанский, П.И.Люблинский, М.А.Унковский). В современном законодательстве правила и приемы юридической техники оформляются специальными нормативными актами (законами, положениями, регламентами).
|
|
В юридической технике широко используются достижения не только отечественного, но и сложившегося столетиями мирового правотворческого опыта. Его реализация способна повысить эффективность действующего законодательства, снизить уровень пробельности в праве и число юридических коллизий, способствовать повышению правовой культуры правоприменителя и общества в целом. В силу этого правотворческий процесс должен основываться на устоявшихся правилах и отвечать утвердившимся в юридической теории и практике требованиям.
Среди принципов правотворческой техники выделяют:
- соответствие положений акта целям правового регулирования, ведущее к предвидению последствий введения этих положений и согласованию последствий с целями, ради которых правовой акт принимается;
- логическая непротиворечивость нормативных положений, предполагающая последовательность их изложения и взаимосвязь между собой;
- определенность юридической формы, исключающая недомолвки, двусмысленность положений, неоднозначность формулировок, неадекватность понятий;
|
|
- ясность и доступность юридического языка, требующие единства терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах;
- конкретность положений, предполагающая отсутствие декларативных или лозунговых норм, размывающих суть и назначение правового акта;
- устойчивость общепринятых понятий и выражений, ведущая к использованию в нормативных положениях апробированной терминологии;
- компактность юридических формулировок, исключающая применение чрезмерно громоздких фраз или чересчур детализированных положений;
- системность, учитывающая положение нового акта в системе действующего законодательства.
К основным средствам правотворческой техники относятся юридический язык, юридические конструкции, правила оформления нормативного акта, правотворческого процесса и систематизации законодательства.
· Юридический язык как совокупность грамматических, логических и иных приемов и способов, определяющих понятийное содержание правового акта, сложен и динамичен. С его помощью достигается точное и адекватное выражение воли законодателя в текстуальной форме (логические, стилистические и языковые приемы).
Юридическому языку свойственны собственные средства закрепления смыслового значения правового акта, в том числе:
а) закономерности организации и оформления текста. Нормативные грамматические предложения как основная языковая единица правового текста, образованная из слов и устойчивых словосочетаний, подчиняются внутренним закономерностям, среди которых:
- безличный характер содержания, предполагающий его нейтральность,
неадаптированность к конкретной юридической ситуации, к конкретным лицам;
- адекватность грамматической формы нормативности положений правового акта(констатирующие, повествовательные и утвердительные предложения, исключающие вопросительные или восклицательные формы);
- отсутствие перегрузки простых предложений однородными членами,
что затрудняет восприятие мысли законодателя; преодолевается, например, с помощью цифровой (1,2,3,…) или буквенной (а, б, в,…) графики либо добавлениями («и т.д.», «и т.п.», «и др.»);
- недопустимость использования несвойственных природе правовых норм соединительных союзов ( в их числе «а», «но», «чтобы», «не то», «хоть» и др.).
б) правовая полисемия, которая предполагает уточнение мысли законодателя и выражается в многозначности как результате группировки разных значений в пределах одного слова на основе их связи и схожести (понятие «правовой акт» в законодательстве может быть представлено как правомерный и противоправный акт, нормативный правовой акт, индивидуальный правовой акт, акт официального толкования).
в) правовая синонимия, учитывающая взаимозаменяемость слов и сочетаний, что обогащает язык текста, детализируя волю законодателя. С учетом требований к точности и ясности юридического текста для его единообразного понимания и применения важно обращать внимание на то, что в законотворчестве недопустимо использование:
- квазисинонимов (т.е. слов, не состоящих в синонимическом родстве, например, «письменное заключение» и «экспертиза»);
- слов неточного оценочного содержания («запрос» и «иск»);
- синонимических излишеств, бессистемно используемых в тексте закона и снижающих своим обилием эффект восприятия его положений.
г) правовая антономия, основанная на приемах правового регулирования, которые используют взаимоисключаемость, противоположность значения слов («право» и «обязанность», «правомерное поведение» и «правонарушение»);
д) правовая паранонимия, позволяющая разделять близкие по написанию, но противоположные по смыслу слова и понятия (классовый и классный, диктант и диктатор, в т.ч.);
|
|
е) архаизмы как названия существующих в реальной действительности предметов и явлений, вытесненных другими словами активной юридической лексики. В случае использования архаизмов следует убедиться, насколько они общеизвестны или общеприняты. Специалисты обращают внимание на:
- архаизмы в праве, т.е. слова, привнесенные в право иными сферами общественных отношений («доля», «фискал», «мануфактура»);
- правовые архаизмы, представляющие собственное правовое наследие («купчая», «стража», «поруки»);
ж) иноязычная лексика, занимающая в современных правовых системах активные позиции; однако законодателю не следует перегружать юридический текст заимствованиями из иного права, учитывая при этом и ресурсы отечественного языка;
з) профессиональная лексика, не имеющая статуса общеупотребимой и чаще всего представляющая собой словарь профессиональной терминологии для специалистов в обращении друг с другом;
и) просторечная и жаргонная лексика, считающаяся разновидностью разговорно-бытовой речи, которая, тем не менее, проникает и в законодательство («волокита», «наперсток», «торговля с рук»);
к) правовая аббревиатура, котораяявляется сокращениями, образованными из первых букв слов, входящих в словосочетание. Ее активно используют в законодательных текстах для сокращения слов в целях экономии и удобства произношения («ЕС», «РФ», «МИД»). Применяя аббревиатуру, необходимо обращать внимание на неповторяемость сокращений в иных сферах общественной жизни, их эстетичность, произносимость, а также на то, чтобы они не ущемляли чье-либо моральное, политическое или национальное достоинство
· Юридические конструкции представляют собой правила построения нормативного материала на основе выделения взаимодействующих элементов правового акта. Их значение возрастает с объемом принимаемого акта и особенно при разработке закона. Юридические конструкции являются средством правотворческой техники, которое заключается в моделировании и определенном логическом построении правового акта. Правила юридической конструкции требуют выбора правовой модели, которая создается путем абстракции (идеализации) будущего акта.
|
|
Юридические конструкции необходимы при задании формулирования нормы акта как общеобязательные правила поведения. Такими заданиями могут быть:
- избрание определенного вида нормативного акта (конституционный закон, закон о ратификации международного договора и т.п.);
- определение правотворческого органа (народ непосредственно, парламент, президент, правительство, администрация региона, мер города);
- выбор предмета правового регулирования (определенные общественные отношения или правовое поведение участников отношений), который определяет однородность нормативного материала, включаемого в правовой акт;
- анализ действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих сходные правоотношения и виды правового поведения;
- разработка схемы будущего нормативного акта, его составляющих частей.
Правила юридических конструкций требуют:
- включения в нормативный акт однородного и взаимосвязанного правового материала, построенного на его сочетаемости и последовательности (кодифицированные акты, регулирующие определенные сферы общественных отношений);
- размещения в нормативном акте вначале норм материального права, а затем – процессуального права (Кодекс об административных правонарушениях);
- размещения в нормативном акте вначале норм общего характера, а затем – конкретизирующих.
Обычно применяются абстрактный и казуистический способы конструирования нормативных актов. Первый из них характеризуется использованием обобщенных родовых понятий, что свойственно, например, конституционным нормам, устанавливающим «неотчуждаемые и прирожденные» права человека, которые присущи всем без исключения. Казуистический способ предусматривает на фактические обстоятельства, конкретизирующие применяемые юридической нормой правила поведения.
Юридические конструкции разделяют:
а) по силе обобщения на:
- общеправовые, которые распространяются на всю систему позитивного права и определяют ее характер и содержание (например, юридическая конструкция закона как источника права);
- межотраслевые, которые моделируют правовые явления на уровне, присущим нескольким отраслям права (например, юридические конструкции состояний правоспособности и дееспособности, форм вины физического лица в совершении правонарушения в уголовном или административном праве);
- отраслевые, присущие отдельно уголовному, гражданскому, административному и иным отраслям права;
- подотраслевые, служащие моделью, например, актов, характерных банковскому праву как подотрасли финансового права;
- институциональные, которые моделируютюридические нормы на уровне правовых институтов отдельных отраслей.
б) в зависимости от происхождения на:
- собственные как юридические конструкции, «обязанные» своим происхождением конкретным законам;
- рецепированные как заимствованные юридические конструкции, апробированные в иных отраслях внутригосударственного или международного права;
- экспериментальные как юридические конструкции, используемые в качестве образца (модельные законы или рекомендательные законодательные акты) или прототипа будущей законодательной модели;
- унификационные как юридические конструкции, предназначенные для обеспечения гармонизации национального законодательства с требованиями межгосударственных союзов.
Выводя правила юридических конструкций, обратим внимание еще на одну их сторону, подмеченную знаменитым немецким юристом Рудольфом Иерингом (1818-1892). Говоря о законах юридической конструкции, он подчеркнул (помимо непротиворечивости и последовательности закона) эстетическую составляющую права и обозначил закон юридической красоты: «Чем проще конструкция, тем более совершенна она, т.е. тем она нагляднее, прозрачнее, естественнее». Из этого закона вытекает четко прослеженное Иерингом прагматическое следствие: «Конструкции, производящие впечатление натянутого, сложного, должны с самого начала вызывать в нас справедливое недоверие».
· Правила оформления нормативного акта, которые требуют не только четко отработанной терминологии, но и соответствующих внешних формальных атрибутов источника права, к которым отнесены:
а) официальные реквизиты как обязательные данные, указывающие на предназначение источника, без которых невозможно его существование как нормативного правового акта:
- наименование вида акта (органический закон, конституционный закон, кодекс, закон субъекта федерации и т.п.);
- заголовок, определяющий, в частности, предмет его регулирования, что является обязательным элементом акта и составной частью поискового образца юридического документа;
- наименование правотворческого органа, принявшегонормативныйакт, поскольку от его уровня (народ непосредственно, парламент, президент, правительство, администрация региона, мер города) зависит юридическая сила правовых установлений;
- порядковый номер и дата принятия акта, помогающие его идентифицировать и занять определенное ему место в иерархии источников права;
- подписи официальных должностных лиц, вводящие нормативный акт в процедуру обретения юридической силы.
б) рубрикация (структурная организация) нормативного акта, классическая модель которого включает:
- преамбулу, обычно содержащую мотивы принятия акта, его цели и задачи;
- нормативно-элементное содержание акта (объемный закон, например, может содержать части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты, абзацы);
- заключительные и переходные положения, устанавливающие положения, связанные с введением нормативного акта в действие (в частности, сроки вступления в силу отдельных частей акта, определение его вероятной обратной силы, а также отмена данным актом действия иных нормативных правовых актов);
- приложения (например, тезаурус – определения вводимых данным актом в законодательство юридических, технических и других специальных терминов).
· Правила правотворческого процесса включают в себя определенные процедуры подготовки, оформления и введения в действие правовых актов. Они чаще всего содержатся в специальных положениях, регламентах либо фиксируются правовыми обыкновениями (неписанными соглашениями, основанными на сложившихся традициях и обычаях). Правотворческий процесс предполагает наличие специальных стадий (этапов), ведущих к появлению нового нормативного акта. Подробнее стадии будут рассмотрены в главе XV на примере создания законодательного акта.
· Правила систематизации законодательства предполагают процедуры оформления деятельности субъектов права (как органов публичной власти, так и иных) по упорядочению и приведению правовых актов в согласованные системы. Систематизация законодательства и ее основные компоненты излагаются в главе XV.
Контрольные вопросы по теме
· В чем сходство и особенности правообразования и правотворчества?
· Знаете ли Вы иные, помимо упомянутых в тексте, известные памятники правотворчества?
· Каковы основные функции правотворческой деятельности?
· Что включает в себя принцип научной обоснованности правотворческого процесса?
· Возможно ли непосредственное участие народа в правотворчестве?
· Для какого государственно-организованного общества характерн санкционированное правотворчество?
· Есть ли различия между понятиями “правотворческая техника” и “законодательная техника”?
· Назовите основные требования к построению нормативного грамматического предложения
· В чем отличия между правовыми архаизмами и архаизмами в праве?
· Раскройте внутреннюю структуру (рубрикацию) Конституции РФ
Дополнительная литература к теме
Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2004
Денисов Г. И. Юридическая техника: теория и практика //Журнал российского права. 2005. № 8
Ерыгина В. И. История партийного нормотворчества в России //История государства. 2008. № 5
Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учеб. М., 2008
Минюк Н. В. Законотворчество как форма выражения правовой политики //Государство и право. 2007. № 6
Иеринг Рудольф фон. Юридическая техника. М., 2008
Проблемы юридической техники: Сб. статей. /Отв. ред. В.Н. Баранов. Н.Новгород, 2000
Скурко Е. В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола») //Государство и право. 2007. № 4
Тенилова Т. Л. Время и законодательная техника //Юридическая техника: Ежегодник. № 2. Н.Новгород, 2008
Чевычелов В. В. Юридическая конструкция (проблемы теории и практики): Дисс....канд. юрид. наук. Н.Новогород, 2005
Чухвичев Д. В. Законодательная техника: Учеб. пособие. М., 2006
Глава XIV. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Понятие источников: общая характеристика. –
Основные виды источников права. –