Глава 1. Характерные черты материальной культуры горцев Северного Кавказа

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА НА КУЛЬТУРУ КАЗАЧЕСТВА

Рецензенты: Немченко Сергей Гурьевич, краевед, председатель РОИА «Отрадненское районное общество историков-архивистов во имя преподобного Нестора Летописца»   Нормоконтролер: _______________________________________ (ФИО) _______________________________________ (ученая степень, звание, должность) _________________________________ (Подпись) Дата защиты «_________» ________________ 2016 г. Оценка _____________________________ Выполнил (а): Радичко Олеся Дмитриевна, студентка 5 курса, направления подготовки 51.03.01. Культурология, заочной формы обучения _____________________________________ (Подпись) Руководитель: Гречкина Жанна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и искусств _____________________________________ (Подпись)

Ставрополь, 2016 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………........ Глава 1. Характерные черты материальной культуры горцев Северного Кавказа……………………………………………………………………………1.1. Поселения, жилища и быт горского населения…………………………... 1.2. Одежда и оружие горцев…………………………………………………… Глава 2. Традиционные формы казачьей материальной культуры………. 2.1. Жилища и быт казаков Кубани и Терека…………………………………. 2.2. Традиционный кубанский и терский казачий костюм…………………... Глава 3. Культурные заимствования казаков и горцев как результат межэтнического взаимодействия культур……………………………………... 3.1. Социальные связи между горцами и кубанским, терским казачеством как фактор взаимопроникновения культур……………………………………. 3.2. Торгово-экономические связи кубанского и терского казачества и горского населения Северного Кавказа как способ распространения влияния культуры горцев на культуру казачества……………………………. 3.3. Заимствования казачеством элементов материальной культуры горцев в одежде и вооружении…………………………………………………………. Заключение ………………………………………………………………............ Библиографический список…………………………………………………….. Приложения ……………………………………………………………………...                

Введение

Актуальность темы исследования. Современный уровень развития общества, унифицированный быт и уклад жизни лишили общество социальной среды бытования традиционной культуры, и это является существенным фактором, актуализирующим проблему сохранения и развития традиционной народной культуры.

Традиционная народная культура содержит в себе лучшие творческие достижения того или иного народа, его духовную сущность, уникальное своеобразие обычаев и традиций, самосознания и самовыражения.

Сохранение традиционной культуры, исчезающей в условиях глобализации, равноценно сохранению исторической памяти народов, которые не могут динамично развиваться и выстраивать свои отношения с другими народами без учета своего исторического опыта. Глубокое изучение феноменов культуры разных народов необходимо, так как они ярче всего способны запечатлеть совокупность духовных установок общества, то есть менталитет времени и страны, который является фактором в значительной мере влияющим на течение исторического процесса, на причины исторических событий.

Тема исследования актуализируется также этнополитическими и этнокультурными процессами, происходящими в Российской Федерации на современном этапе ее развития. Российская Федерация является полиэтническим федеративным государственным образованием, субъектоносителями которого являются народы, имеющие в ее пределах свою историческую родину, самобытную культуру, обычаи, традиции. Перспектива становления и укрепления Российской Федерации немыслима без учета национального фактора: этнической истории, этнокультуры, этнопсихологии, языка народов, для которых Россия является исторической Родиной.

Многие антагонистические явления встречающиеся, к сожалению, в российском обществе, являются проблемами не столько взаимоотношений культур народов Российской Федерации, сколько неисследованности и отсутствия механизма широкой пропаганды этих культур, нигилизма в отношении этногенеза народов и развития национальных культур[1].

Этнокультурный массив Кавказа – феноменальное явление, сформировавшееся на протяжении веков в результате конвергенции в этом географическом регионе локализованных культур, как местного субстрата (горских народов), так и контактного происхождения (казачества). Только в соприкосновении культур мы сможем осмыслить и свою, и чужую культуры. Через ее осмысление может начаться диалог культур, который способствует преодолению замкнутости и взаимной отчужденности.

Сформировавшиеся на протяжении веков обычаи и традиции, народная культура народов Кавказа возвышают личность человека, укрепляют его достоинство, утверждают принципы взаимного уважения и гармонии частных и общественных интересов, отношений между народами на основе обоюдного уважения. Именно культура народов Кавказа была той силой, которая поддерживала в этом регионе мир и добрососедские отношения, развивала экономические и межэтнические отношения.

Кавказ – это сложившееся историко-культурное сообщество, представленное многими народами и конфессиями; это своеобразная социально-этническая среда, развивающаяся по своей внутренней логике, стремящаяся сохранить свою самобытность, строить свои отношения с другими народами на равноправной основе, не поступаясь честью и национальным достоинством.

Культура народов Кавказа – не замкнута, а напротив, носит открытый характер и толерантна к другим культурам. Преодолению национальной замкнутости горских народов на определенном историческом этапе, в период XVIII – XIX веков, способствовали широкие контакты с прибывающими на Северный Кавказ казачьими сообществами, расселявшимися по Кубани и Тереку. Эти контакты (несмотря на довольно частые вооруженные столкновения) приводили к значительным культурным заимствованиям.

В настоящей работе исследуется влияние культуры горских народов Северного Кавказа на культуру кубанского и терского казачества в период XVIII – XIX вв.

В процессе длительного взаимодействия казаков и горцев сформировались тесные социально-экономические и культурные отношения, которые проявились в домостроительстве, внутреннем убранстве жилищ, заимствований элементов быта, одежды, оружия и некоторых традициях (похищение невест, куначество, аталычество и др.). В наиболее ярко выраженной форме эти заимствования проявились в среде терского казачества, появившегося на Северном Кавказе еще в первой половине XVI века.

Кубанские казаки (черноморцы и линейцы), появившиеся на Кубани двумя столетиями позже, заимствовали эти элементы в более слабой форме. Однако в период Кавказской войны вооружение горцев получило в казачьей среде довольно большое распространение, поскольку, по крайней мере, на тот момент, оно было наиболее действенным и качественным.

Определенную роль в распространении влияния культуры горцев сыграли торгово-экономические связи между казаками и горцами: ярмарки и меновые дворы, располагавшиеся в крупных станицах и городах Кубани и Ставрополья. Чрез пункты торговли к казакам попадала горская одежда (например, бурки), предметы быта, шерсть, скот и т.д. Однако оружие и конское снаряжение помимо пунктов торговли, могло быть еще приобретено во время военных стычек, а также путем прямого заказа горским мастерам.

Элементами заимствования духовной культуры горцев являлись некоторые обряды и обычаи (например, куначество и аталычество). Кунак, как у горцев, так и у казаков, считался другом семьи, практически родственником. Кунаки участвовали в семейных событиях друг друга, оказывали необходимую помощь друг другу и т.д. Охрана хозяином-кунаком гостя способствовала тому, что в условиях Кавказской войны куначество стало весьма важным общественным институтом. Оно в сочетании с гостеприимством делало возможным развитие разносторонних экономических и культурных связей между казаками и кавказскими народами[2].

Как видим, здесь фактор влияния духовной культуры горцев (в форме их обычаев и традиций) играл значительную позитивную роль в межнациональных отношениях на Кавказе, даже в период нестабильности (в условиях Кавказской войны).

Перекидывая мостик в современность, необходимо отметить, что изучение традиционной культуры горских народов Северного Кавказа дает ключ к пониманию истоков формирования их национального характера, что крайне важно для стабилизации межнациональных отношений и возможности дальнейшей интеграции северокавказского региона в российское цивилизационное пространство.

Также необходимо подчеркнуть, что обеспечение мира и стабильности на Северном Кавказе на современном этапе истории является важной задачей российского государства. Однако эту задачу невозможно разрешить без глубокого изучения этнической истории и культуры населяющих его народов.

Разработанность проблемы. Вопросы традиционной культуры, быта и обычаев горцев Северного Кавказа, а также терского и кубанского казачества, и как следствие, культурное взаимодействие этих социумов издавна привлекали внимание исследователей, посвятивших им довольно широкий круг источников. Прежде всего, как довольно ценные этнографические и исторические исследования, следует отметить дореволюционные издания, посвященные Кавказу, такие как Военно-статистическое обозрение Российской империи[3], Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении[4], труд Иоганна Бларамберга «Историческое описание Кавказа»[5] и др. В советский период эти вопросы также не потеряли своей актуальности, они отражены в монографиях, научных статьях, таких авторов как Пожидаев В.П., Заседателева Л.Б., Студенецкая, Е.Н., Кушева Е.Н. и др., собравших и отразивших в своих трудах ценный исторический, культурологический и этнографический материал.

В постсоветское время (в связи с возрождением казачества) вновь всколыхнулся интерес к культуре терских и кубанских казаков, их связям с горцами, взаимным культурным заимствованиям и т.д. В последние годы по этим вопросам немало вышло публикаций, защищено диссертаций, выпущены сборники научных статей, материалов конференций таких исследователей, как Триус Л.И., Матвеев О.В., Ратушняк В.Н., Трехбратов Б.А. и др.

Источниковая база исследования. В настоящей работе детально рассмотрены как традиционные формы культуры горского и казачьего населения Северного Кавказа, так и различные элементы заимствования и взаимовлияния их культур. Эти вопросы наиболее полно отражены в следующих источниках: диссертациях, таких авторов, как Асталов В.А.[6], Солонин Э.В.[7], Триус Л.И.[8] и др., а также в монографиях Григорьева А.Ф.[9], Козлова С.А.[10] и др., трудах Фролова Б.Е.[11], Федосова П.С.[12] и др., сборниках научных статей, результатах конференций, справочной литературе и т.д.

Объект исследования – влияние культуры горцев Северного Кавказа на культуру кубанского и терского казачества.

Предмет исследования – формы материальной культуры горцев и казаков (поселения, жилища, быт, одежда, оружие), факторы, способствующие взаимопроникновению культур, элементы заимствования культуры горцев терским и кубанским казачеством.

Цель исследования – рассмотреть и проанализировать степень влияния материальной и духовной культуры горских народов Северного Кавказа на развитие культуры казаков Кубани и Терека.

Задачи исследования:

1. Изучить поселения, жилища и быт горского населения.

2. Проанализировать элементы одежды и оружия горцев.

3. Рассмотреть жилища и быт казаков Кубани и Терека.

4. Рассмотреть традиционный кубанский и терский казачий костюм.

5. Осветить социальные связи между горцами и кубанским, терским казачеством как фактор взаимопроникновения культур.

6. Обосновать торгово-экономические связи кубанского и терского казачества и горского населения Северного Кавказа как способ распространения влияния культуры горцев на культуру казачества.

7. Обобщить опыт заимствования казачеством элементов материальной культуры горцев в одежде и вооружении.

Методы исследования. Теоретико-методологическую основу данной работы составляет ряд исследовательских принципов: научная объективность, общенаучные методы (анализ, синтез) и сравнительный метод.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в выявлении ее влияния на современность, в дальнейшей самостоятельной интерпретации новых изучаемых источников, дальнейшем расширении круга изучаемых вопросов.

Практическая значимость исследования обусловлена актуальностью проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры, исчезающей в свете глобализации на современном этапе развития общества, а также все более возрастающим интересом к культуре казачества в условиях государственной политики правительства России, направленной на его возрождение.

База исследования: Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Отрадненская межпоселенческая центральная библиотека.

Апробация исследования: основные результаты исследования представлены автором в статье «К вопросу о влиянии торгово-экономических связей на развитие взаимоотношений казаков и горцев Северного Кавказа в XVIII – XIX вв.»[13]. Также автором исследования написана статья «К вопросу о заимствовании кубанским казачеством вооружения горцев в период Кавказской войны» для участия в конкурсе «Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность», май 2016 г., г. Ставрополь (в печати).

Структура: работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и трех приложений.

Глава 1. Характерные черты материальной культуры горцев Северного Кавказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: