Поселения, жилища и быт горского населения

В исследуемый период (конец XVIII – XIX вв.) на территории Кавказа проживало множество различных горских народов, представляющих собой коренное население региона. Это население было неоднородно по своему этническому составу. Исследователь Кавказа Иоганн Бларамберг (1830-е гг.) подразделял кавказские народы на семь больших групп (в соответствии с семью основными языками, на которых они говорят): абхазы, черкесы, осетины, лезгины, грузины, кистины, а также остатки различных племен (гуннов, татар, монголов и других), появившихся на территории региона в более позднее время[14].

В IX-м томе «Живописной России», посвященном Кавказу, приводится следующее перечисление племен и народов, живущих на Кавказе: «Хотя Кавказские горы населены бесчисленным множеством племен… племена эти можно свести в несколько более крупных единиц. Сейчас за Тереком… сидят аулы Чеченцев… Чеченцы и Ингуши занимают Терскую равнину. Южнее их гнездятся… населяющие Дагестан: Аварцы, Казикумыхи, Андийцы, Дидойцы… и разные другие. Впереди Осетин, на плоскости, сдавленная с востока Терскими казаками, с запада Кубанскими, живет Кабарда, Большая и Малая. Затем, по горам Западного хребта, начинается собственно страна Черкесов…»[15].

Наиболее многочисленной народностью на Кавказе во время путешествия Иоганна Бларамберга (первая четверть XIX века) были адыги и черкесы. Турецкий путешественник Эвлия Челеби писал, что «страна Черкестан простирается от склонов анапских и обурских гор вплоть до реки Кубани»[16]. Территорию, где жили черкесы, в Новое время условно можно очертить естественными границами: с одной стороны побережьем Черного моря, с другой стороны – рекой Кубанью, с третьей – притоком Кубани, Лабой. Разрозненные черкесские племена не знали единой государственности. В Средние века и Новое время черкесы жили отдельными племенами, во главе которых стояли князья. Общая численность черкесов в первой половине XIX века по сообщениям источников и подсчетам некоторых исследователей составляла около 500 тыс. человек[17].

Вследствие того, что черкесский народ был самым многочисленным среди горских народов, его влияние на их культуру и развитие было довольно значительным, поэтому представляется возможным взять за основу исследования материальной культуры горцев Северного Кавказа (в период с конца XVIII по конец XIX вв.) культуру черкесов (абадзехов, шапсугов, натухайцев, адамиевцев, темиргоевцев, бесленеевцев и др.). В настоящее время адыгами или черкесами называют современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов, населяющих Кабардино-Балкарию, Адыгею и Карачаево-Черкессию.

В изучаемый период быт и занятия горского населения Кавказа (в том числе и черкесов) имели сходные черты, объясняющиеся близостью природных условий горной местности, взаимовлиянием культур и другими факторами. Горцы почти повсеместно использовали подсечную систему земледелия, возделывали просо, рожь, бобы, овес и другие сельскохозяйственные культуры. Также развитой отраслью хозяйства было садоводство. В XVIII веке в горных районах Северного Кавказа, особенно в Дагестане и Черкессии, чтобы превратить каменистые склоны гор в участок поля, местным населением широко применялись удобрения, орошение, нивелировка местности, террасирование горных склонов[18]. Помимо земледелия, адыги также занимались скотоводством, овцеводством, охотой, пчеловодством. У адыгов, проживавших на берегах Кубани, Азовского и Черного морей важным видом деятельности было рыболовство. Наиболее распространенным занятием черкесов и родственных им кабардинцев было коневодство. Так, многовековая селекция позволила вывести знаменитую кабардинскую породу лошадей[19]. Лошади черкесской и кабардинской пород славились красотой, выносливостью, быстротой бега и высоко ценились на внутренних и международных рынках[20]. Также адыги разводили крупный рогатый скот, что объясняется потребностью в тягловой силе при распашке земли тяжелым плугом, а в более позднее время – постоянным спросом на рабочих волов в соседних казачьих станицах. Кроме того, повсеместно у народов Северного Кавказа, в том числе и у адыгов, был распространен мелкий рогатый скот – козы и овцы.

Больших высот горцы Северного Кавказа достигли в развитии ремесел (в том числе кузнечного и оружейного производства) и кустарных промыслов (выделки сукна, изготовлении бурок, войлоков, ковров и шапок, выделки кожи, изготовлении сбруи и седел и т.д.).

Что касается типов поселений черкесов, то наиболее распространенным являлось небольшое однофамильное поселение, состоящее из нескольких дворов, жители состояли между собой в прямом кровном родстве. Такой тип поселений назывался «хабль» - поселение близких родственников[21]. Традиция строить жилища из прутьев деревьев, обмазывая их глиной, восходит у адыгов к глубокой древности. У кубанских адыгов (западных) широкое распространение получил прямоугольный турлучный дом, а у восточных адыгов (кабардинцев) преобладали каменные дома, стены которых выкладывали из необтесанных камней, а крышу делали плоской.

Первоначально дом состоял из одной комнаты, она же являлась одновременно кухней и спальней для его обитателей. Дом делился на мужскую и женскую половины. Центральное место в доме занимал очаг с надочажной цепью. Напротив него располагался очень низкий деревянный диван, покрытый войлоком или ковром. Над диваном развешивалось оружие, кольчуги и т.п. (см. приложение № 1). Впоследствии вместо одного дома стали строить три отдельных помещения: одно общее, другое для женщин, третье для гостей («кунацкая»). Двери кунацкой не запирали ни днем, ни ночью, любой гость мог войти, не спрашивая разрешения хозяина. Гость чувствовал себя в кунацкой вполне свободно и располагался как дома. Обычай требовал, чтобы хозяин угостил гостя наилучшим образом, снабдил его всем, что ему было необходимо и обеспечил его безопасность. В случае нападения хозяин обязан был защищать своего гостя даже ценой своей жизни[22].

Как отмечает И. Бларамберг, гостеприимство являлось первой добродетелью горцев. Вторая добродетель – уважение к старшим: «почтение к старшим выражается следующим образом. Старший, где только возможно сидит, а младший – стоит, до тех пор, пока не получит приглашение садиться. Молодые люди в присутствии старших не осмеливаются ни громко говорить, ни смеяться; едят сначала старшие, а младшим передаются остатки еды в том виде, в каком они брошены первыми. На дороге младшие составляют как бы охранную стражу старших: часть их располагается впереди, часть сзади, остальные по бокам центра, составленного из старших»[23].

Поскольку война является основным занятием горцев, то их просвещение ограничивается следующим: как обороняться и нападать, как воспитать в себе ненависть к врагам, как отомстить за убитого родственника. Военный образ жизни предписывал постоянное ношение оружия (ружья, шашки, кинжала).

Опасность нападения от врагов обусловила необходимость возведения внутри горских поселений сторожевых башен, высотой до 12-15 метров, которые служили убежищем для женщин и детей, в случае необходимости. Сторожевые башни имели форму усеченной пирамиды, а также несколько этажей и бойницы, откуда можно было наблюдать за приближением врагов и вовремя отразить опасность[24].

По обычаю дома горцев располагались на определённом расстоянии друг от друга, вследствие того, что каждая семья жила совершенно уединенно от своих соседей, по этой причине черкесские аулы занимали довольно обширные пространства, как правило, внутренняя обстановка в домах горцев соответствовала внешней и была крайне бедной. Все домашнее имущество заключалось в двух-трех небольших сундуках, оружии, чугунном котле для варки пищи, нескольких ведрах и примитивных сельскохозяйственных орудиях. Внутренний быт и семейная жизнь у всех горцев имели сходные черты. Мужчины в домашней обстановке в основном были склонны к праздности и проводили большую часть дня в полнейшем бездействии, вся их работа заключалась в чистке оружия, которое всегда должно было быть готово к применению. Горские женщины, напротив, отличались своим трудолюбием, так как на них лежали все хозяйственные заботы: они готовили пищу, ткали сукно для домашнего обихода, делали ковры, войлоки, бурки, шили на мужчин одежду и обувь, даже представительницы княжеских родов не были освобождены от этой работы; напротив, для знатной женщины считалось честью прославиться своим мастерством среди прочих горянок[25].

В домашнем хозяйстве горцев изготавливались мебель (диваны, столики, сундуки), домашняя утварь (седла, сбруя для лошадей и т.д.). Однако кузнечное дело и работы по благородному металлу находились в руках небольшого числа профессиональных мастеров, которые изготавливали топоры, ножи, гвозди, удила для лошадей, оружие. Золотых и серебряных дел мастера украшали оружие золотом и серебром, достигая в своем мастерстве высочайшего уровня.

Польский эмигрант Т. Лапинский (Тофик-бей), проживший несколько лет среди адыгов, отмечал: «Кузнецы очень многочисленны в стране. Они почти всюду оружейных и серебряных дел мастера и очень искусны в своей профессии: это почти непостижимо, как они с их немногочисленными и недостаточными инструментами могут приготовлять превосходное оружие. Золотые и серебряные украшения, которые вызывают восхищение европейского любителя оружия, изготовляются с большим терпением и трудом скудным инструментом»[26].

Можно отметить, что поселения, жилища и быт горского населения Кавказа были обусловлены специфическими условиями жизни в горной местности, патриархальными обычаями и невысоким уровнем развития традиционной экономики (ремесла, промыслы, меновая торговля), которые не обеспечивали полного удовлетворения их потребностей.

Как отмечал И. Бларамберг, «горцы живут бедно, потому что их бесплодная земля не дает им даже самого необходимого для их существования: так как почва давала им лишь скудное пропитание, то они стали добывать необходимое набегами[27]». Нужда породила склонность к разбою, который горцы называют наездничеством «они называют ремесло добывания военной профессией; и те из них, которые являются мастерами своего дела, пользуются наивысшим уважением среди своих[28]».

Вышеуказанные факторы наряду с постоянной военной опасностью, исходившей как извне (Крымское ханство, Османская империя, Иран в XV -XVIII веках), так и изнутри (междоусобные войны племен и князей) обусловили военный уклад жизни горцев, их увлечение оружием, склонность к удали, молодечеству, храбрости. Эти характерные качества горцев проявились как никогда в период Кавказской войны с Россией (1817-1864). Именно в данный период особенно активно стали проявляться заимствования материальной культуры горцев (особенно в одежде и вооружении) черноморскими, линейными и терскими казаками, которые широко применяли ее элементы, как в быту, так и на войне.

В итоге необходимо отметить, что коренное население Кавказа, состоящее из различных этносов, в своей материальной культуре, быте и занятиях обладало сходными чертами, обусловленными близостью природных условий горной местности, патриархальностью обычаев, религиозными и другими факторами. Материальная культура горцев к началу широкой казачьей колонизации региона достигла определенных высот в своем развитии. К примеру, горский комплекс мужской одежды и оружия пользовался заслуженным успехом в силу наибольшей приспособленности к местным боевым условиям, и потому был повсеместно распространен (в XVIII – XIX веках) как среди горских народов Северного Кавказа, так и среди казачества. Также, помимо ремесел, у горских народов были развиты земледелие, садоводство, животноводство. Многие достижения горцев в хозяйстве и ремеслах были позднее заимствованы русскими переселенцами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: