Академик П. К. Анохин назвал это состояние предпусковой интеграцией, которая указывает на готовность мозговых структур к определенной (рефлексивной) реакции, но подчеркивая при этом целостный ттегративный характер этой готовности, вбирая в себя два основных компонента нервной интеграции:
- до подачи пускового стимула в нервной системе следователя уже произошла интеграция информации о значимых для решения вопросах (о типовых способах совершения преступлений, о типичных методах расследования, о криминалистических характеристиках преступника и жертвы, о типичных ошибках следователя и его процессуальных партнеров и т. д.);
1 Брунер Д. Психология познания. М., 1977. - С. 84.
- готовность к определенной рефлексивной реакции обеспечивает предпусковую интеграцию следователя на интеллектуальное действие, это можно рассматривать как скрытый, латентный период реакции следователя (т.е. рефлексивной реакции еще не было, но мозг уже определенным уровнем отреагировал, подготовился к известной типовой или оригинальной модели процессуального действия).
|
|
В этом латентном периоде реакции происходит развертывание сложившейся интеграции в виде последовательной смены на рефлексивном «экране» следователя вариантов типовых или нестандартных решений, сложная проблема при наличии установки рассыпается на мелкие составляющие ее элементы (для решения отдельных частей проблемы). В латентном периоде ситуация диагностируется, стимул тактической опасности классифицируется (относится к определенным, уже известным группам), подбираются методы, пригодные для решения проблемы на уровне интеллектуально-моторных реакций. Вслед за предпусковой интеграцией у следователя возникает ориентировочная реакция (по П.К. Анохину)1. Ориентировочная реакция - это целостная, специфическая деятельность организма, имеющая свою специфическую архитектуру, заканчивающаяся адаптивным этапом. Этот этап готовит рефлексирующего следователя к рациональному раздвоенному процессу восприятия мышления своего и партнеров.
5. Принудительное «раздваивание» в механизме рефлексии
Вдвойне дает тот, кто быстро дает.
Сенека
В механизме рефлексии есть оригинальный элемент принудительного раздваивания, что выражается в том, что реф-
1 Анохин П.К. Роль ориентировочно-исследовательской реакции в образовании условного рефлекса // Ориентировочный рефлекс и ориентировочная деятельность М., 1958. - С. 9.
лексирующий субъект вынужден постоянно думать за себя и за партнера (или нескольких партнеров, что еще сложнее).
Технологически это вызывает необходимость выйти из собственной оболочки «Я-концепции», а затем «погрузиться» в «Я-концепцию партнера» (оценивая ситуацию из его позиции), чтобы затем воспарить над обоими рефлекси-рующими субъектами и посмотреть на всю ситуацию над-рефлексивно и внеположенно.
|
|
Ориентировочная реакция на рефлексивное действие (процесс) складывается из процессов:
• восприятия стимулов развития следственной ситуации;
• синтеза материала, запечатленного в памяти и воспринятого;
• раздельного анализа информации и сличения, поиска тождества или групповой принадлежности;
• формирования решений по поводу воспринятого материала и их сличения с альтернативами решений, перебора и выбора оптимального;
• актуализации в памяти всех систем сенсорного и моторного направлений, которые приводили к получению положительного результата;
• мотивационного и эмоционального санкционирования, при этом на рефлексивном «экране» следователя можно наблюдать борьбу эмоций, фильтрацию мотивов, оценку аргументов «за-против» до тех пор, пока накапливается потенциал решения, обеспеченный суммой аргументированных стимулов.
Необходимым элементом механизма рефлексии является интерпретация, т. е. истолкование смысла, но при этом особое место занимает незримый и сложный процесс интуитивной интерпретации, которая опережает процесс рациональной и взвешенной интерпретации, предвосхищает качество оценки, ее направленность (т.е. установку положительности или отрицательности оценки, ее количественных факторов: «много - мало» и т.д.).
Интуитивная интерпретация как элемент механизма рефлексии наиболее продуктивна тогда, когда мозг следователя «накормлен досыта» типовыми моделями решения аналогичных или близких по содержанию проблем, но при этом интуитивное (эвристическое) решение проблемы строится не по алгоритмам или готовым рецептам, а по неосознанным следователями параметрам, «перескакивая» через процессы осознанные и приводящие к положительным результатам, которые, кстати, могут ретроспективно проверяться, обретая при этом процессуальное закрепление. Так что интуитивная рефлексивная интерпретация «живет» самостоятельной жизнью, не спрашивая разрешения, бескорыстно принося следователю неосознанный в процедурах, но положительно оцениваемый результат. Режим рефлексивного процесса зависит от ряда факторов:
- интенсивности поступления информации о развертывании следственной ситуации (может быть эффект информационной избыточности, в котором рефлексирующий следователь может «захлебнуться»). Нечто подобное можно наблюдать у допрашиваемого при интенсивном перекрестном допросе, когда несколько следователей потоком вопросов не дают отрефлексировать свои позиции и быстрым темпом и насыщенными вопросами загружают сознание допрашиваемого, который не успевает обрабатывать информацию, что порождает рефлексивный аффект и связанные с ним неадекватные формы речевого поведения, проговорки, эмоциональные взрывы с выплескиванием скрываемого материала (о чем впоследствии допрашиваемый традиционно жалеет);
- вероятности возникновения опасности, предпосылки следственной ошибки (на данном пространственно-временном рефлексивном диапазоне);
- степени личной ответственности следователя за принимаемое решение (чем выше степень ответственности, тем медленнее и аргументированнее идет рефлексивный процесс:
- длительности ситуации с принудительным рефлексиро-ванием опасной для следователя ситуации (при длительном рефлексировании партнера, при наличии явного или скрытого конфликта следователь устает и теряет качество рефлексивного процесса и результата, т.е. следует вовремя остановиться, прерваться, выйти из контакта, если это тактически возможно. Таким образом, можно говорить об эффекте рефлексивной выносливости;
|
|
- рефлексивной экстраполяции опасности, т.е. предвидения опасности на интуитивном уровне. Следователь по определенной сумме симптомов определяет состояние ситуации как опасное для него в плане возможных потерь, это практически необъяснимое состояние, но вполне реальное, основанное на неосознанном отборе стимулов опасности, на перескакивании сознания через этапы рассудочных форм. Оно сопровождается ростом готовности к активным действиям.
6. Синхронная система рефлексии
Пусть все беспрерывно возвращается -
это есть высшая степень сближения
между будущим и существующим миром;
в этом вечном возврате заключается
высшая точка мышления.
Ф. Ницше
Уместно вспомнить высказывание о том, что «центральным механизмом регуляции мыслительной деятельности в эвристике принято считать механизм сличения гипотез с реальными результатами производимых проб. Предполагается, что человеческий мозг содержит какой-то сложный ней-рофизиологический ансамбль, который выполняет роль генератора гипотез.
Операции, которые человек производит над объектом, дают информацию, которая поступает на вход генератора преобразуя ее; устройство, генерирующее гипотезы, имеет на своем выходе те или иные планч или модели, в известной степени
вероятности предвосхищающие результаты реальных преобразований (фаза антиципации или структуирования гипотез).
После того как эти последние произведены, реальные результаты сличаются с предварительно выработанными гипотезами, а сами гипотезы верифицируются, корректируются и уточняются (фаза верификации и коррекции).
Эта циклическая функционирующая двухфазовая система яювана на принципе обратной связи, который является фун-
лентальным для организации саморегулирующих систем»1,: которым принадлежит рефлексирующий следователь.
Предложенная динамика рефлексирования может иметь и иные описания.
Например, А.А. Тюков выделяет шесть основных компонентов психологического механизма рефлексивного процесса:
|
|
1. Рефлексивный выход.
2. Интенциональность.
3. Первичная категориализация.
4. Конструирование системы рефлексивных средств.
5. Схематизация рефлексируемого содержания.
6. Объективация описания.
Все эти этапы протекают последовательно, образуя синхронную систему.
Попытаемся прокомментировать эту поэтапную процедуру. Рефлексивный выход - это отрыв от анализа собственной деятельности и отражение аналитической деятельности на объекты внешнего мира. Рефлексивный выход рождается из разрывов в коммуникативной практике, когда партнеры перестают понимать друг друга, «упершись» в собственные позиции, не воспринимая позиций другого.
1 Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.-С. 26.
2 Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. - С. 74.
Интенционалъностъ - это (по Ф. Гегелю) «...определенности, хотя и полагаются в определенной связи, но сохраняют свою прежнюю изолированную значимость». Это можно объяснить сочетанием субъективно воспринимаемого собственного положения и конструирование смысла рефлексируемой деятельности.
Первичная категориализация - это оформление набора средств, с помощью которых осуществляется рефлексия.
7. Конструирование системы рефлексивных средств
Но так уж человек устроен:
Он и в покое неспокоен.
Где нет печалей и забот,
Он сам беду себе найдет.
Р. Берне
Конструирование системы рефлексивных средств - это избрание точки зрения, с которой рефлексируется определенная деятельность. Например, рефлексия преступника и жертвы диаметрально отличаются точками зрения, с которых они анализируют ситуацию преступления.
Схематизация рефлексивного содержания - это картина, которая строится в пространстве сознания. Элементы этого «строительства» присутствуют в сознании предварительно.
Объективация рефлексивного описания - это отрефлекси-рованная деятельность в виде объективированной модели.
Представляет интерес перечень этапов поиска:
1. Выбор «диапазона», внутри которого будет отыскиваться решение; этот «диапазон» может характеризоваться некоторым общим свойством правильного решения или заключать в себе общий метод, с помощью которого можно прийти к решению.
2. Построение внутри выбранного диапазона «функционального решения», в котором конкретизируются функциональные свойства искомого.
3. Построение окончательного решения в результате приложения функционального решения к соответствующим
данным. На любом узловом этапе (по мнению Ю.Н. Кулют-кина), функционирует регулярный механизм, который ранее был назван механизмом сличения гипотез с достигнутыми результатами операций1.
Две фазы сличения - построение гипотез и их верификация - оказываются свойственными для любого этапа поиска.
В плане результата рефлексирующая система содержит в себе:
- результаты самоописания, самоисследования;
- результаты исследования объектов рефлексии, что состоит из рефлексии процессов прошлого, настоящего и будущего;
- результаты исследования динамики развития надреф-лексивной позиции, когда следователь «поднимается» над своим «рефлексирующим Я», выходит из собственной оболочки, «освобождается» от субъективного рефлексирования собственной позиции. Это состояние «внеположенности» позволяет видеть свое и чужое поле рефлексивного анализа.
Основаниями перспективного рефлексирования является симптомокомплекс настоящего состояния исследуемого объекта. Например, динамика поведения процессуального партнера на текущем допросе позволяет диагностировать комплекс его качеств, которые неизбежно проявятся на последующих допросах. Тем более, рефлексирующий следователь может определить, как именно эти качества проявятся в виде реакций на определенные действия следователя. Можно говорить о некотором периоде упреждения для грядущего рефлексивного прогноза.
8. Методика использования следователем рефлексии
Люди должны понять, что каждый раз, когда они угрожают кому-то, кого-то унижают, когда они подавляют или отталкивают другое человеческое существо, когда они причиняют кому-то боль, они вносят тем самым свою лепту в увеличение удельного веса психической патологии в окружающем нас мире. И точно так же каждый добрый, заботливый, по-
Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М, 1970.-С. 74.
рядочный человек, не скупящийся на простое человеческое тепло, принимает участие в психическом оздоровлении жизни общества.
А. Маслоу
Рефлексия, как метод, рассчитана на эффект интеллектуальной инициативы, интеллектуального управления мысле-деятельностью партнера. Рефлексия как процесс вторгается в аргументацию позиции партнера, меняет ценность приоритетов, направления и средства коммуникативного взаимодействия со следователем.
Рефлексия является процессом самопознания и осознания того, как рефлексирующий индивид - следователь -воспринимается участником следственного действия. Технология применения метода рефлексии состоит в том, что следователь как бы встает на позицию участника следственного действия и с этих позиций рассматривает самого себя, весь процесс общения, анализирует прошлое и прогнозирует перспективу развития следственного действия.
Следует заметить, что участник следственного действия весьма продуктивно рефлексирует следователя. Поэтому последний должен обладать более высоким рангом рефлексии, позволяющим глубже и шире осознавать эмоциональные и интеллектуальные процессы партнера.
Следователь (по А.Р. Ратинову) должен обладать развитым воображением, которое позволяет постигнуть и охватить весь процесс внутренней жизни партнеров по общению. Динамика этого внутреннего процесса содержит в себе ход, становление и итог размышления, его доводы, аргументы, мотивы и переживаемые чувства. Чтобы успешно, разумно и правомерно воздействовать на людей, нужно знать и учитывать сложные психологические закономерности, определяющие позиции участников процесса и, в первую очередь, того, кто явно или незримо противостоит следователю.
1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970. - С. 189.
Рефлексивная способность следователя - понимать внутренний мир людей - зависит от ряда факторов: степени развития воображения, профессионального и жизненного опыта, умения диагностировать допрашиваемого по выражению лица, различным реакциям на используемую в процессе допроса криминалистическую информацию. Преимущества следователя в рефлексивных рассуждениях позволяют не только понимать и предвидеть деятельность участника следственного действия, но и допустимыми законом средствами влиять на процессы и результаты принимаемых им решений.
Следственная рефлексия не является рефлексией собственно следователя. Следователь вынужден включать в рефлексивный анализ отражение позиций своего тактического партнера, поэтому природу рефлексии можно считать ана-литико-синтетической.
С одной стороны, следователь анализирует свою позицию, мысленно «пробегает» с ней от начала до конца следственного действия, примечая ориентиры, промежуточные цели, но с другой стороны - следователь свои аналитические действия синтезирует с вероятными результатами аналогичных процессов, которые формируются тактическим партнером.
Позиция партнера должна постоянно вплетаться в ход рассуждений следователя и вынуждает его многоходово мыслить за двоих: за себя и партнера.
В структуре коммуникативного процесса психологии выделяют следующие элементы, которые в полной мере относятся и к процессам общения следователя с тактическими партнерами.
1. Коммуникатор - субъект, передающий информацию.
2. Коммуникант - субъект, принимающий информацию и интерпретирующий ее.
3. Коммуникативное поле - ситуация в целом, в которой может быть передана информация.
4. Собственно информация о коммуникативном поле.
5. Каналы коммуникации - средства передачи информации1.
Названные элементы коммуникативного процесса следователь имеет возможность увидеть и услышать, и подвергнуть их рефлексивному анализу.
Построенное на рефлексии расследование отличается максимальной индивидуализацией средств взаимодействия следователя и участников уголовного процесса с учетом индивидуальной динамической структуры каждого участника следственного действия.
9. Обратная связь в рефлексивных системах
Каждый из нас для другого являет великий театр.
Сенека
Обратная связь в системах отрефлексированного расследования обладает следующими характеристиками:
а) обязательностью возникновения обратной связи в профессиональных коммуникациях следователя;
б) способностью быть каналом приема-передачи-обмена информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками, имеющими программируемую следователем направленность;
в) способностью выполнять функции оперативного контроля за деятельностью участника следственного действия, самоконтроля за успешностью программированного действия.
По линии обратной связи следователь может производить учет и анализ возможных типичных ошибок, их динамичный анализ. Это позволяет заранее выявить типичную ошибку, а также своевременно обнаружить ситуацию, содержащую сигналы о возможности допущения ошибки следователем. В связи с этим уместно отметить, что следствен-
1 Васильева И. И. О значении идеи М. М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. М., 1985. - С. 89.
ная рефлексия может отражать систему представлений о месте следственной ошибки в структуре следственного действия и типовых путях ее исключения или преодоления.
Если бы рефлексия следователя была предельно глубокой и обширной, то все действия его в процессе следственных ситуаций выполнялись бы безупречно.
10. Структура рефлексивного рассуждения
Доказательства свойств характера можно извлекать из мелочей.
Структура рефлексивного рассуждения может состоять з восьми элементов1, каждый из которых должен пред-тавляться и оцениваться следователем. Особенно нагляд-о это видно на примере рефлексирования следователем допрашиваемого:
1. Следователь, как он есть на самом деле.
2. Следователь, как он видит себя сам.
3. Следователь, каким он видится допрашиваемому.
4. Следователь, каким он видит себя глазами допрашиваемого.
5. Допрашиваемый, как он есть на самом деле.
6. Допрашиваемый, каким он видит себя сам.
7. Допрашиваемый, каким он видится следователю.
8. Допрашиваемый, каким он видит себя глазами следователя.
11. Ранг рефлексии
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтоб он не нуждался в людях.
Сенека
Рефлексия характеризуется рядом признаков: глубиной, обширностью, сложностью, мощностью, истинно-
' Психологический словарь. М., 1983. - С. 145-146.
стью1. Среди названных признаков центральное место занимает глубина, степень проникновения в личность партнера, в данном случае допрашиваемого. Глубина рефлексии характеризуется рангом.
Представляется целесообразным материал о рангах рефлексии проиллюстрировать рисунком и комментарием. «Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе». Сенека. Первый ранг рефлексии - это, во-первых, отражение следователем самого себя внеположенно, самоанализ собственных интеллектуальных процессов и эмоциональных состояний; во-вторых, это отображение себя партнером по общению по каналам обратной связи. В данном случае следователь «погружается» в своего партнера, встает на его позиции, «примеряет» на себя его «маску», пытается испытать его эмоциональное состояние, а затем с учетом всего этого смотрит на себя (следователя) и ситуацию, которая также становится предметом оценки.
В данном случае следователь имеет возможность изучить «Я - концепцию» участника следственного действия. В специальной литературе «Я - концепция» представляется как совокупность представлений человека о себе самом, на основе которых человек строит свои отношения с другими людьми. «Я - концепция» определяет позицию человека в системе отношений следственной ситуации. «Я - концепция» становится призмой, через которую происходит весь сложный процесс объективного отражения объективного мира. Если правильно интерпретировать основные слагаемые «Я - концепции», то «прочтение» мотивов и реальной деятельности анализируемой личности значительно облегчается и дает массу новых возможностей для формирования серии приемов и методов работы с этим человеком.
1 Смирнова Е.Э., Сопиков А.П. Рассуждение о рассуждении // Социальная психология личности. Л., 1974. - С. 140-150.
Я думаю, что он думает...
«Я - концепция» личности участника следственного дей-? ствия должна стать предметом рефлексивного исследования [едователя, чтобы понять, как данный человек «видит» се->я, представляет свои достоинства и недостатки. Именно «Я концепция» будет определять режим и динамику отношений данного человека со следователем.
Но «Я - концепция» участника следственного действия находится в динамике; когда человек убежден, что следователь не сможет доказать его вину, он держится самоуверен-
но, «Я - концепция» с повышенной самооценкой определяет эту необоснованную уверенность в себе.
Когда данного подозреваемого следователь уличил в совершении преступления, то «Я - концепция» резко изменяется, перспектива жизни рассматривается только в пессимистическом аспекте и т.д. Это определяет и повышенную «сопротивляемость» при производстве следственных действий. Возможность потери свободы, изменение социального статуса, как правило, мобилизуют подозреваемого, обвиняемого на активное противодействие следователю, вновь изменяя «Я - концепцию» данного индивида.
«Величие некоторых дел состоит не столько в их размерах, сколько в своевременности». Сенека.
Второй ранг рефлексии следователя может выглядеть следующим образом:
1. Самоанализ следователя, т.е. анализ внешних форм поведения, мыслей, чувств с позиций самого следователя (следователь, как он види! себя сам).
2. Анализ процессов отображения следователя глазами участника следственного действия по каналам обратной связи (следователь глазами партнера).
3. Анализ процессов взаимоотражения следователя и участника следственного действия с позиций нейтрального лица с учетом точек зрения самого следователя и его партнера.
Аналогично может отражать ситуацию и участник следственного действия. Это вызывает необходимость углубить ранг рефлексии.
«Если хочешь взять власть над всем, отдай власть над собою разуму». Сенека.
Третий ранг рефлексии характеризуется тем, что следователь и участник следственного действия рефлексируют друг друга на уровне второго ранга и находятся примерно в равно-информированных состояниях. В этих условиях следователь должен настолько «погрузиться» в интеллектуальные и
эмоциональные процессы своего партнера, чтобы в каждое мгновение общения принимать относимую информацию и давать ей верную оценку. Для этого в «пирамиде» рефлек-сирующих участников он должен занять оба места, чтобы контролировать ситуацию с учетом всех своих позиций и позиций партнера.
Механизм и содержание рефлексивных процессов можно иллюстрировать иначе.
Чтобы придать этой оценке некоторую объективность, следует всю систему взаимоотражений и взаимооценок рассмотреть с позиций третьего, объективного лица, например, судьи, который будет рассматривать дело.
191*
12. Рефлексивные фильтры
Если хотите ничего не боятся, вспомните, что боятся можно решительно всего.
Сенека
Рефлексия выполняет роль фильтра при отборе и накоплении тактически значимой информации, одновременно корректируя многовариантную тактическую программу следственного действия; рефлексируя участника следственного действия, следователь имеет возможность предотвратить ситуации, создающие чрезвычайно конфликтный режим общения. Вместе с тем следователь накапливает положительные стереотипы, речевые обороты, неречевые реакции, которые в процессах реального общения облегчают работу.
Фильтр рефлексивный - это прием, направленный на очистку информации от нерелевантных фактов; направленный на отделение рискогенных симптомов ошибки, на отделение прогнозной информации о личности, о ситуации и ее атрибутов.
Виды фильтров рефлексии:
фильтр ситуации;
фильтр ошибок;
фильтр риска;
фильтр версионный;
фильтр отсеивания псевдоинформации;
система фильтрующих контрольных вопросов;
фильтр относимости;
фильтр допустимости.
Многоуровневую рефлексивную модель тактики Л.Я. Драпкин характеризует как неоднократный, синхронный, многошаговый учет взаимных действий сторон, обоснованное принятие итогового решения и латентное управление поведением субъекта взаимодействия'.
' Драпкин Л.Я. Разрешение проблемных ситуаций в процессе расследования. Свердловск, 1985. - С. 26.
Рефлексия постоянно умножает процесс приема информации, следственная ситуация динамично подвергается многоплановому анализу в различных ракурсах. Это позволяет следователю своевременно формулировать новые вопросы, предвидеть конфликтные ситуации и рационально их разрешать, своевременно нейтрализовать тактические ошибки и упущения. Все это в комплексе повышает тактический потенциал следственного действия.
13. Рефлексивная «фильтрация» через доминанту
Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.
Цицерон
Фильтрация всей информации через доминанту, т.е. через господствующий очаг возбуждения, вызванный нерешаемостью задач ситуации. Практически это может выражаться в том, что следователь всю поступающую информацию «фильтрует» через проблему выхода из следственного тупика. Фильтроваться может любая информация - из периодической печати, художественной литературы, кино, телевидения, бытовых разговоров, конечно, вся информация процесса расследования. Решение может прийти от неосторожно брошенного слова, созвучия, музыкального фрагмента, живописи и т.д. Главное - «зацепить» ассоциацию (по смежности, сходству, контрасту), которая сможет дать импульс к решению проблемы тупиковой ситуации.
14. Рефлексивное фильтрирование конкурирующих смысловых систем
Бывают заблуждения, имеющие вид истин.
Сенека
Это тактический прием (в серии рефлексивного управления), направленный на формирование у партнера:
• борьбы мотивов;
• связей благоприятствования и препятствования;
7 Зак. 471.
• поисков смысла;
• обнаружения смысла;
• сокрытия смысла;
• преградности смысла.
Обнаружение смысла действия приводит к мотиву и к его носителю. Обнаружение смысла преступления проходит технологически через поиск мотивов, потому что смысл -это отношение мотива к действию.
Демонстрация значимости смысла действий направлена на анализ закономерностей становления и функционирования динамических смысловых систем личностей, ситуационно включенных в систему уголовного судопроизводства.
15. Сложность, обширность и истинность рефлексивного фильтра
Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Сенека
Обширность рефлексии характеризуется способностью следователя одновременно проникать во внутренний мир сразу нескольких людей, например, участников очной ставки. Обширность рефлексии позволяет контролировать ход рассуждений и эмоциональное состояние нескольких партнеров, что расширяет возможности следственных действий нескольких лиц (например, в ходе обыска).
Сложность рефлексии определяется наличием альтернатив в рассуждениях, а также длиной этих рассуждений. Сложность рефлексии зависит от прогностических способностей следователя, от того, насколько далеко и детально он видит перспективу отношений со своими партнерами по следственному действию. Сложность рефлексии - это своеобразная разрешающая способность рефлексирующего следователя.
Истинность рефлексии определяется соответствием рассуждений следователя о мыслях и чувствах допрашиваемого его реальным мыслям и чувствам.
Способность к рефлексированию позиции допрашиваемого следователь может развивать, совершенствовать. Кроме более эффективного результата следователь может получать при этом определенное профессиональное удовлетворение от успешности выполненного следственного действия. Это может способствовать положительному психологическому настрою следователя, снижающему усталость и эффект профессиональной деформации.