Чем истины выше, тем нужно быть
осторожнее с ними; иначе они вдруг
обратятся в общие места, а общим
местам уже не верят.
Н.В. Гоголь
Рефлексивный анализ в упрощенной форме может иметь следующий вид (модель):
1. Кто процессуальный партнер? (Процессуальное положение, его типовая социальная характеристика, реальное ближайшее окружение):
- компетентность и доминантная позиция относительно обстоятельств расследуемого дела, степень возможной информированности;
- гипотетическая структура «Я-концепции».
2. Что он желает достичь в процессе предстоящего общения?
- установка на достижение главной и второстепенных целей (построить дерево целей партнера, выделить главную и второстепенные цели, определить его позицию)',
- система «обороны» партнера, чем в плане аргументации он будет защищаться, с какой интенсивностью (определить диапазон и средства защиты - во времени и пространстве);
- мотивы защиты и «нападения».
3. Возможные реакции партнера:
- кооперативные реакции бесконфликтного характера (приемы оказания помощи партнеру при воспроизведении материала по ассоциациям и т.д.);
- конфликтные реакции (в диапазоне от скрытого конфликта до аффектированных проявлений и соответствующие им реакции следователя).
4. Что волнует партнера?
- перспектива разоблачения и возможного наказания (поэтому уместно «будить» эту тему в сознании партнера, возвращать к теме расследования, «идти» за переживаниями партнера и наблюдать за реакциями);
- страх - самое сильное переживание, которое может испытывать партнер следователя, страх можно усилить или ослабить, развитием этого процесса можно при определенных навыках и обстоятельствах управлять;
- перспектива утраты социальных привилегий и грядущих состояний должностных и личностных (для людей, уже искушенных властью, деньгами, привилегиями); эта перспектива заглушает иные потери;
- состояние членов семьи своей и иных, но значимых для него (например, потерпевшего).
Неопределенность, вызывающая неадекватные реакции, доходящие в своем развитии до аффекта (партнер не знает, насколько глубоко следователь проник в сущность расследуемого дела, склонен при этом преувеличивать опасность развития процесса. При правильной расстановке тактических средств можно вызвать программируемые (управляемые) реакции: размаскировка тайника, проговорки, аффектированные речевые реакции, неадекватные действия, необоснованные инсценировки, дающие позитивный эффект). Главное - найти доминирующий мотив партнера, затем скрупулезно исследовать его, концентрировать возбуждение партнера до разрушения рациональных процессов. Или, напротив, ослабляя концентрацию возбуждения, релаксируя состояние до потребности в исповеди.
5. Что следователь должен спросить партнера?
- использовать типовые модели допросов и иных следственных действий (отобрать вопросы, переформировать, определить последовательность, сбалансировать травмирующее и психотерапевтическое воздействие вопросов);
- определить главные объекты беседы, чтобы под различными углами возвращаться к ним, открывая стороны непознанной ситуации.
6. Что следователь должен сообщить партнеру?
- материал для усиления борьбы мотивов;
- информацию для рефлексивного управления реакциями партнера;
- информацию для преувеличения или преуменьшения впечатления об информированности следователя;
- аргументы для формирования внутренней защиты партнера или, напротив, для разрушения его защиты.
7. Возможные речевые и неречевые реакции партнера:
- добровольное, добросовестное и правдивое изложение обстоятельств;
- вынужденное ситуацией изложение информации с желанием скрыть смысл, содержание отдельных элементов;
- отказ от дачи показаний, выход из контакта;
- открытый конфликт с элементами активного противодействия;
- скрытый конфликт, направленный на введение следователя в заблуждение;
- иные формы речевой деятельности. Каждый вид деятельности сопровождается информационными блоками, соответствующими по содержанию позиции партнера, а также соответствующими реакциями следователя.
Как только следователь покидает путь рефлексивного сознания и рефлексивного соразмышления, он вступает в лабиринт бесплодного умствования, соревнования, подражания и конфликта. В этот трагический для следствия момент следователь может ступить на тропу ошибок и добровольных заблуждений.