Рефлексивное ассоднирование

Только разум может обеспечить покой.

Сенека

В данном случае мышление рассматривается как процесс накопления ассоциаций: суждений, понятий, представлений. Ассоциации могут происходить по направлениям:

• образования;

• актуализации (воспоминания),

• интерпретации (истолкования скрытых форм);

• разрушения (например, вытеснения из памяти);

• соединения (суммирования различных ассоциаций и построения нового образования, что характерно для оценки доказательств).

Глубокомыслие на практике значит то же, что заботливое внимание; занять ум предметом - значит обратить на него внимание, позаботиться о нем. Говоря о рефлексии, мы ес­тественно употребляем слова взвесить, обдумать, обсудить - термины, подразумевающие известное деликатное и доб­росовестное взвешивание показаний «за» и «против». Более узкие понятия: испытание, рассмотрение, соображение, просмотр - термины, подразумевающие ближайшее тща­тельное исследование. Далее, мыслить, значит определенно связать вещи одну с другой, «соединить по две», как мы говорим. Аналогия с точностью и определенностью матема­тических комбинаций дает нам такие выражения, как рас­считывать, считать, давать отчет, и даже самый - разум - гапо. Осторожность, основательность, определенность, точность, правильность, методичное построение - вот чер­ты, отличающие логическое от эмоционального.

Рефлексивная переструктнзадия

Я думаю чувством, а чувствую мыслью.

М. Унамуно

Рефлексивные приемы переструктизации:

1. Перестроить расположение действующих лиц ситуа­ции, чтобы определить реальность расположения и взаи­модействия в момент совершения преступления или рас­следования.

2. Разделить сложную ситуацию на составляющие ее элементы. Упрощая ситуацию, определить ее скрытый смысл, раскрыть ее до полного понимания.

3. Рассмотреть ситуацию как единое интеллектуаль­ное поле, где мышление становится оптикой для изучения находящихся во взаимодействии элементов. Мышление можно в этом случае сравнивать с интеллектуальным микроскопом...

4. Думать вслух. Объяснять себе и другим, ассоциировать мышление по контрасту, сходству, смежности и наоборот.

5. Изменить экспериментально - мысленно основные ха­рактеристики элементов ситуации, усилить, ослабить, ум­ножить, вычесть, разделить, притормозить, ускорить и т.д.

Рефлексия поворачивает и рассматривает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не оста­ется незамеченным ничего существенного - почти как пе­реворачивают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: