Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
Ауд | Сам | ||||
1 курс | |||||
1 семестр | |||||
Тема 1.1.Знакомство с понятием «макетирование» | Цели и задачи курса. | 2 | 2 | ||
Знакомство с понятием «макетирование» | |||||
Задачи макетирования. Макет как важная составляющая искусства сценографии. | |||||
Тема 1.2.Знакомство с этапами выполнения театрального макета. | Содержание учебного материала | 4 | |||
Основы театрального макетирования. | 1,2 | ||||
Знакомство обучающихся с техническими средствами, инструментами и макетными материалами. | |||||
Этапы выполнения театрального макета. Традиционный масштаб макета – 1:20. | |||||
Сценическая площадка, сценическая коробка, арена как условие театрального действия. | |||||
Тема 1.3.Фактура. Макеты фактурных поверхностей из белой бумаги. | Содержание учебного материала: *роль и значение предмета моделирования и макетирования в процессе обучения; *материалы и инструменты; *первичные моторные навыки макетирования и основные начальные приемы работы с бумагой, порядок выполнения макетов, рабочий макет. Практическое задание: Выполнить разнообразные фактурные поверхности | 8 | |||
Тема 1.4. Рельеф. Макет фронтальной поверхности с прямолинейным и криволинейным рельефами. | Содержание учебного материала:Выявление пластического характера рельефных форм. Практическое задание: выполнить членение фронтальной поверхности прямолинейными и криволинейными элементами, соблюдая методическую последовательность: · сделать рисунок; · переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа; · сделать надсечки, · сделать сквозные прорези, | 8 | |||
Тема 1.5. Рельефная композиция. Статика. | Содержание учебного материала:Изучение понятий построения фронтальной композиции, освоение принципа выполнения макета из сложных выкроек. Практическое задание: выполнить фронтальную композицию в виде макета-рельефа на плоскости из простых геометрических фигур. соблюдая методическую последовательность: · сделать рисунок; сделать надсечки, · сделать сквозные прорези, · согнуть по линии надсечек, · склеить детали выкроек, · приклеить детали к поверхности. Материалы: бумага, карандаш, линейка, ластик, циркуль, нож. Размер: 20х30 см. Количество: 1. Самостоятельная работа: Завершение аудиторной работы. | 8 | 4 | ||
Тема 1.6. Рельефная композиция. Динамика. | Содержание учебного материала:Изучение понятий построения фронтальной композиции, освоение принципа выполнения макета из сложных выкроек. Практическое задание: выполнить фронтальную композицию в виде макета-рельефа на плоскости из простых геометрических фигур. соблюдая методическую последовательность: · сделать рисунок; сделать надсечки, · согнуть по линии надсечек, · склеить детали выкроек, · приклеить детали к поверхности. Материалы: бумага, карандаш, линейка, ластик, циркуль, нож. Размер: 20х30 см. Количество: 1. Самостоятельная работа: Завершение аудиторной работы. | 1, 2 | |||
Тема 1.7.Макетирование геометрических тел. Макеты куба, пирамиды, цилиндра. | Содержание учебного материала:Основные начальные приемы и порядок изготовления макетов объемных форм. Практическая работа: Выполнить макеты: куба (8х8 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16 см), соблюдая Материалы:бумага, карандаш, ластик, циркуль, нож, клей. Самостоятельная работа: Завершение аудиторной работы. | 1, 2 | |||
Тема 1.8. Сложные модели из простых геометрических тел. | Содержание учебного материала: Основные приемы моделирования объемной формы. Переход от простой объемной формы к усложненной. Практическая работа: Выполнить пластическое решение поверхности куба с использованием метроритмических закономерностей. Задача:Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Материалы:бумага, карандаш, ластик, циркуль, нож, клей. Размер куба 10х10 см. | 8 | 1, 2 | ||
Самостоятельная работа: Завершение аудиторной работы. | 4 | 3 | |||
Всего | |||||
2 семестр | |||||
Тема 2.1. Соединение объемов: приемы «врезка одних тел в другие» и «выемка». | Содержание учебного материала: Основные приемы моделирования объемной формы. Переход от простой объемной формы к усложненной. | 8 | 2 | ||
Практическая работа: Выполнить пластическое решение поверхности куба с использованием метроритмических закономерностей. Материалы:бумага, карандаш, ластик, циркуль, нож, клей. Размер куба 10х10 см. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы. | 4 | 3 | |||
Тема2.2.Пространственная композиция. Макет объемно-пространственной композиции из простых геометрических форм. | Содержание учебного материала: Понятие объемно-пространственной композиции, закономерности ее построения и восприятия. | 8 | 2 | ||
Практическая работа: Выполнить объемно-пространственную композицию, организовать открытое пространство, используя простые геометрические формы. Размер макета 30х40 см. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доделывание макета решетки. | 4 | ||||
Тема 2.3. Практическое освоение средств макетирования. | Практическое освоение средств макетирования. | 8 | |||
Упражнение на освоение средств макетирования. Макет двери, лестницы в интерьере, М 1:20. Задача – правдоподобная имитация. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: закрепление навыков макетирования, пользования инструментом (макетный нож, подручные инструменты). | |||||
Тема2.4.Практическое освоение пайки. | Практическое освоение пайки, овладение навыками паяния. | 8 | |||
Упражнения с металлической проволокой: выпрямление, вытягивание, скручивание, плетение, выколотка, использование паяльника. | |||||
Практическое занятие: выполнение макета металлической решетки из медной проволоки, М 1:20. Задача – правдоподобная имитация. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доделывание макета решетки. | |||||
Тема 2.5. Практическое освоение макетный материал – дерево. | Содержание учебного материала | 8 | 2 | ||
Макетный материал – дерево. | |||||
Знакомство с материалом, его физическими свойствами, техническими возможностями. Породы дерева, дерево как столярный материал, его виды (брус, доска, фанера, шпон и проч.). | |||||
Знакомство с инструментами по дереву: нож, рубанок, пила, лобзик, стусло и др. Освоение навыков работы с инструментами. Техника безопасности. | |||||
Принципы сборки деревянных деталей: склейка, шурупное, болтовое, замковое соединения. Работа дрелью, шуруповертом, отверткой, молотком, плоскогубцами. | |||||
Изготовление подрамника из сосновой доски. Последовательность работы. | 4 | 3 | |||
Всего | |||||
2 курс | |||||
3 семестр | |||||
Тема 3. 1 «Коробка сцены».Выполнение подготовительных чертежей | Содержание учебного материала | 12 | 6 | ||
Практическая работа «Коробка сцены». М 1:20 (подмакетник) | 3 | ||||
Планирование работы. Выбор реального объекта для макета, обмеры, габаритные размеры. Выполнение подготовительных чертежей в М 1:100, перевод их в рабочие в М 1:20. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы. | |||||
3 | |||||
Тема 3. 2 «Коробка сцены».Сборка. | Содержание учебного материала | 12 | 2,3 | ||
Практическая работа «Коробка сцены». М 1:20 (подмакетник) | |||||
Перенос чертежей на фанерные листы, доски. Выпиливание, работа лобзиком. Отшлифовка деталей. Сборка. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы. | 6 | ||||
Тема 3. 3 «Коробка сцены». Декорирование коробки. Монтаж электроосвещения. | Содержание учебного материала | 2,3 | |||
Практическая работа «Коробка сцены». М 1:20 (подмакетник) | |||||
Отшлифовка деталей. Сборка. Декорирование коробки: подготовка под покраску, покраска, обтягивание тканью. Монтаж электроосвещения. Знакомство с элементами электрической цепи. Техника безопасности. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы. | |||||
Всего: | |||||
4 семестр | |||||
Тема 4.1Сценический костюм как элемент оформления спектакля | Отличие сценического костюма от повседневного городского, народного костюма. Художественная выразительность костюма. Понятия стиля, времени, художественного направления и образа в сценическом костюме.Характеристики персонажей спектакля и возможности выразительности в сценическом костюме. Практическая работа:схематические эскизы 3 разных стилей А4 | 1, 2 | |||
Тема 4.2 Художественный образ спектакля и театральный костюм | Правильное пластическое и технологическое решение костюма - дополнение к общему замыслу спектакля и инструмент выражения сценического персонажа для актера. Характеристики персонажей спектакля и возможности выразительности в сценическом костюме. Практическая работа:схематические эскизы костюмов 3 разных амплуа А4 | 1, 2 | |||
Тема 4.3 Структура костюма в композиционном построении спектакля | Общее представление о композиции костюма на примерах классических постановок и лучших эскизов известных художников театра. Работа с эскизами. Подбор изобразительного и технологического материала, подбор фактур, колорита и декора в работе над костюмами к спектаклю. Основные компоненты композиции костюма – форма, линия, пропорция, материал, цвет, ритм. Подчинение технологической разработки костюма единству цвета, пластики и фактур в художественном замысле художника. Поиски пропорциональных особенностей в исторических костюмах. Практическая работа:эскизы 3 различных по форма, линия, пропорция, материал, цвет, А4 | 1, 2 | |||
Тема 4.4Современные методы создания сценического костюма и традиции в театре | Работа художника-постановщика с художником-технологом. Работа с эскизами – поиск и подбор фактур, цветовой палитры, определение кроя и способов отделки и обработки костюмов. Технологическая и художественная характеристика предметов костюма для производственного задания. Определение художественной обработки костюмов с учетом пространства сцены и декорационного решения. Способы художественной обработки костюмов в условиях современного театра и старые технологии имитации тканей, кружева, кожи, меха, ювелирных изделий. Практическая работа:схематические эскизы костюмов 3 разных амплуа А4 | 12 | 6 | 1, 2 | |
Тема 4.5Костюм Древнего мира | Общая характеристика исторического костюма и технологии его создания в Египте, Ассирии, Греции, Риме и Византии. Драпировочный характер костюма Древнего мира. Способы обработки тканей для костюма этого времени. Виды тканей в историческом костюме и их аналоги в современном производстве. Практическая работа:схематические эскизы костюмов Древнего мира А4 | 4 | 2 | 1, 2 | |
Тема 4.6Технология создания средневекового костюма на сцене | Основные виды построения деталей костюма в раннем и позднем Средневековье Западной Европы и России (романский и готический костюм). Развитие формы одежды мужского и женского костюма. Декоративные элементы в костюме этого периода. Имитация вышивок, тканей, драгоценных камней и металлов театральным способом. Практическая работа:схематические эскизы костюмов средневековья А4 | 4 | 2 | 1, 2 | |
Тема 4.7Костюм эпохи Возрождения на сцене | Технология создания западноевропейского мужского и женского костюма. Историческое развитие кроя и конструкции в костюме аристократическом и народном. Техника исполнения имитаций драгоценных тканей, декора и кружева. Костюм в театре времен Шекспира. Практическая работа:схематические эскизы костюмов эпохи Возрождения А4 | 4 | 2 | 1, 2 | |
Тема 4.4Технология костюма XVII века | Стиль барокко и его отличительные особенности в костюме. Конструктивное построение мужского и женского костюма этого времени. Детали костюма и аксессуары барочного костюма. Свойства исторических и современных материалов для изготовления костюмов. Маскарадный костюм и исторические традиции его исполнения. Технология изготовления исторического и театрального костюма XVII века. Особенности технологии русского костюма. Практическая работа:схематические эскизы Маскарадных костюмов А4 | 4 | 2 | 1, 2 | |
Всего | |||||
3 курс | |||||
5 семестр | |||||
Тема 5. 1Выполнение макетов бутафории. | Содержание учебного материала | ||||
Выполнение макета для курсового проекта художественного оформления спектакля на заданную тему.Бутафория. | 2,3 | ||||
Выбор и выполнение эскизов сцены из спектакля на бумаге. Выполнение эскиза макета сцены к спектаклю. Закрепление навыков работы с макетным материалом, инструментами. Выполнение макетов декораций, бутафории. Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля. Изготовление чистового макета в М 1:20. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: завершение работы с макетом бутафории. | 3 | ||||
Тема 5. 2Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля. | Содержание учебного материала | ||||
Выполнение макета для курсового проекта художественного оформления спектакля на заданную тему. | 2,3 | ||||
Выбор и выполнение эскизов сцены из спектакля на бумаге. Выполнение эскиза макета сцены к спектаклю. Закрепление навыков работы с макетным материалом, инструментами. Выполнение макетов декораций, бутафории. Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля. Изготовление чистового макета в М 1:20. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: завершение работы с макетом декораций к спектаклю, выстраивание макетного света, подготовка к просмотру. | 3 | ||||
Тема 5. 3Изготовление чистового макета в М 1:20. | Содержание учебного материала | ||||
Выполнение макета для курсового проекта художественного оформления спектакля на заданную тему. | 2,3 | ||||
Выбор и выполнение эскизов сцены из спектакля на бумаге. Выполнение эскиза макета сцены к спектаклю. Закрепление навыков работы с макетным материалом, инструментами. Выполнение макетов декораций, бутафории. Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля. Изготовление чистового макета в М 1:20. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: завершение работы с макетом декораций к спектаклю, выстраивание макетного света, подготовка к просмотру. | 3 | ||||
Всего | |||||
6 семестр | |||||
Тема 6. 1 Макетирование в производстве сценического костюма | Основы макетирования и материалы для изготовления наколок на манекене. Освоение конструктивного и пластического построения костюма из нетканых материалов (лутрасил, калька, бумага и др.) с учетом специфики жанра и поставленных художественных задач. Разработка различных вариантов декора костюма. | 2,3 | |||
Тема 6. 2 Художественная обработка костюма | Способы художественной обработки костюма в театре. Закономерности сочетания цвета и фактур в костюме. Возможности различных технологий в художественной обработке костюма. Взаимодействие различных материалов с красителями, клеями и противопожарными составами. | 12 | 2,3 | ||
Тема 6. 3 Технология изготовления головных уборов, обуви и аксессуаров | Примеры производства сложных головных уборов, обуви и аксессуаров и технология их выполнения. Материалы и последовательность изготовления головных уборов, обуви и аксессуаров. Способы художественной обработки предметов сценического реквизита.Изготовления макетов головных уборов. | 12 | 2,3 | ||
Всего | |||||
3 курс | |||||
5 семестр | |||||
Тема 15. Особенности технологии костюма в балете. | Специфика кроя костюма для балета в историческом развитии Особые технологические требования к свойствам материалов изготовления костюмов. Функциональность и удобство костюма для танца.Изготовление условного макета костюма в балете | ||||
Тема 16. Особенности производства костюма для кино и телевидения | Специфика кино и телевидения, особый подход в этой сфере к производству как костюма в целом, так и его деталей. Крупный план и имитации в костюме, необходимость безупречного исполнения, обеспечивающего иллюзорное соответствие подлинным материалам.Изготовление условного макета бутафории для кино | ||||
Тема 17. Технология костюма для цирка, шоу-программ, эстрады и массовых зрелищ. | Особенности моделирования костюма для большого сценического пространства. Функциональные особенности костюма для массовых уличных постановок, карнавалов и пр. Особенности построения костюма для большого сценического пространства. Возможности и сложности формообразующих конструкций, декоративного решения и элементов костюма рассчитанного на зрительское восприятие с большого расстояния. Изготовление эскиза макета костюма для цирка. | ||||
Всего | |||||