Отметьте изобилующий глагол, т.е. глагол, который имеет при одной основе инфинитива две основы настоящего времени (3 баллов)

А. Колыхаться

Б. Передавать

В. Заменять

Г. Стараться

Д. Мести

Комментарии:колыхаться.

Глагол колыхаться имеет одну основу инфинитива колыха(ть)ся и две основы настоящего времени колыш(ут)ся и колыха(ют)ся. Остальные глаголы не являются изобилующими.

 

4. Устраните нарушение границ лексической сочетаемости в приведенных предложениях (6*0,5=3 б.). Объясните причину ошибки (6*0,5=3 б.) (6 баллов).

А. Вредно кушать всухомятку. Вредно есть всухомятку.

Что за сложности с этими глаголами? Как следует употреблять, чтобы соблюсти правила русского языка?

Дадим слово писателям.

Виталий Бианки: «Кушать — жеманное, нелепое, какое-то сюсюкающее слово. Его употребляли главным образом лакеи. Даже о себе мы начинаем говорить: “я кушаю”, “мы кушаем”. И получается смешновато». (Из сборника «Мысли вслух».)

Корней Чуковский: «Очень коробило меня нескромное, заносчивое выражение “я кушаю”. В моё время то была учтивая форма, с которой человек обращался не к себе, а к другим: “Пожалуйте кушать”. Если же он говорил о себе: “я кушаю” — это ощущалось как забавное важничанье». (Из книги «Живой как жизнь».)

Константин Симонов точно расставил слова есть и кушать в диалоге героев повести «Сабуров»:

А пока не хотите ли картошечки отведать? Вы мороженую не кушаете?

Нет, почему же? Ем, — сказал Сабуров.

А что говорят словари?

Словари трудностей русского языка утверждают: слово кушать употребляется только при вежливом приглашении к столу или по отношению к детям: Вы кушайте, кушайте, не стесняйтесь; Кушай, внучек, хорошо — скорее вырастешь. Глагол кушать в 1-м лице (кушаю) употреблять не следует. Это слово деликатное, уважительное, почтительное. Неловко так к себе обращаться, так о себе говорить, поэтому форма 1-го лица в литературном языке и не принята.
Подробнее см.:https://www.nkj.ru/archive/articles/25802/(Наука и жизнь, Почему есть можно, а кушать нельзя?)

Б. Чтение художественной литературы играет положительное значение в воспитании детей. Играет важную роль – имеет большое значение

В. Подавляющееколичество заданий было выполнено без ошибок.

Подавляющее большинство. Большая часть заданий. Большинство заданий

Г. Серьезнуюроль в подготовке спортсменов имеют тренировки.

Играют роль. Важную роль

Д. Большая половина игры уже прошла.

Большая часть. Не бывает большей половины. Они равны.

Е. Болельщики страшно обрадовались победе своей команды.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Очень (сильно) обрадовались.

5. Отметьте предложение, в котором есть частица (3 баллов).

А. Налей себе чаю, да покрепче.

Б. Лес как будто спит.

В. Он так рассказывал, что все смеялись.

Г. Остался старик один как перст.

Д. Птица вроде цапли.

Комментарий: как будто – сравнительная частица. В остальных предложениях частиц нет.

 

6. Выполните задание (8 баллов). Укажите слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, которое имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? (2 б.) Почему? (2 б.) Подберите однокоренные слова к выделенному слову (2 б.). Выделите в них корень (2 б.).

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

Комментарий.

Лебедь в сказке А.С. Пушкина употреблено как существительное женского рода, потому что Лебедь – заколдованная царевна. В современном русском языке оно относится к существительным мужского рода (4 балла).

До зорзр ение, зр ячий, по зор, об зор, круго зор, под зор ная, в зор и т.п. (2 балла)

 

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 30 баллов = 40 баллов)

7.Решите лингвистическую задачу (10 баллов), ответив на вопрос:почему местоимения его, её могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?

Комментарий.

Местоимение его (р., в.п. <он), её (р., в. п. < она) и их (р., в. п. <они) могут являться формами косвенных падежей личных (лично-указательных) местоимений, а также могут выступать в роли притяжательных: его (чья?) книга; её (чья?) книга. И в этой роли они синонимичны местоимению свой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: