Контрольная работа по коммуникативной культуре

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт

Культуры»

 

 

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Коммуникативная культура

Работу выполнила: Волокитина Полина Вадимовна

Преподаватель: Львова Елена Николаевна

Группа: СКТ/Б3441-3/2

 

Санкт-Петербург

Контрольная работа по коммуникативной культуре.

 

1. Анализ речи выдающегося оратора.

 

Соловьев. В.С. Нравственная миссия художника. Речь, сказанная на высших женских курсах 30 января 1881 года по поводу смерти Ф.М. Достоевского //Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – Москва: Искусство, 1991 – С. 223-227.

Влади́мир Серге́евич Соловьёв (1853-1900) — русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

1). Речь, сказанная по случаю смерти Достоевского, является как социально-политической, так и церковно-богословской тематики. Так как эти две темы в речи неразрывно связаны: «Пока совершается исторический процесс развития общества, неизбежно проявляется зло, для борьбы с которым существует двоякого рода власть: мирская и духовная». Речь траурная.

2). Предмет речи – значение Достоевского и его творчества в русском обществе: «В Достоевском русское общество не поэта или писателя, только, а своего духовного вождя». Именно эту концепцию выдвигает оратор в своём выступлении – Достоевский – духовный вождь русского народа.

3). Цель публичного выступления – это анализ творчества Достоевского, доказательство того, что писатель был выразителем всего духовного в обществе. Для достижения этой цели оратор приводит примеры из жизни писателя, анализирует его произведения, выстраивает соотношение жизни Христа и Достоевского, отвечая людям, обвинявшим Достоевского в возвеличивание падших, порочных людей: «…не такое ли делал Иисус Христос, общавшийся с мытарями и грешниками, и не за то же обвинили его тогдашние книжники и фарисеи».

4). а) Метод логической организации материала - индуктивно-дедуктивный, от частных факторов к общим заключениям и от общих утверждений к частным факторам (2 абзац).

б) композиционно-логическое выстраивание речи:

Вначале выступления оратор выдвигает главный тезис своей речи. А после доказывает его при помощи различных аргументов и примеров: «Чтобы доказать его звание на звание духовного вождя и пророка, которое мы дали ему, обратимся к фактам его жизни»:

¾ Приводятся факты из жизни;

¾ Приводятся, как аргументы, произведение писателя;

¾ Раскрывается смысл некоторых произведений, как аргумент.

Вышеизложенный приём – ретроспекция.

Завязкой речевого действия является рассуждения оратора и историческом развитии общества.

В основном содержании – примеры из жизни, описание произведений.

Кульминация речи – сопоставления жизни и деяний Иисуса Христа и жизни Достоевского, а так же об упрёках в обществе Достоевского за аскетизм и прочие добродетели: «Достоевский не был аскетом, ему это было не нужно. Страдальческий подвиг был на него положен помимо его воли, но то, что он перенёс его без злобы и ненависти, ясно показывает, что он был выше всякого аскетизма. И проповедовал Достоевский не аскетизм, а духовное возрождение людей и общества в силе бесконечной и всеобъемлющей любви…».

Заключение речи, финал – оратор заключает, что Достоевский является духовным вождём и пророком русского народа.

Речь начинается и заканчивается одним и тем же утверждением, так называемый ораторский приём «кольцо».

 

в) композиционно-стилистические приемы: информация, описание, характеристика, воспоминание, иллюстрации, факты, примеры, ссылки на авторитетные источники – всё эти приёмы в речи присутствуют.

г) Эмоциональность речи:

¾ синтаксические конструкции: аналогии, антитеза, вопросно-ответные ходы, повторы - эпифоры;

¾ лексические средства выразительности (тропы): сравнение, олицетворение, аллегории.

Оратор выступает в аудитории достаточно подготовленной к его выступлению, так как он постоянно там читает лекции как философ, именно философского содержания. Аудитория – это слушательницы, студентки высшего учебного заведение для женщин в России, существовавшего с 1872 по 1918 год. Соловьёва туда приглашали как прогрессивного философа, именно поэтому речь носит философский характер и пронизана философско-богословскими мотивами.

Речь состоит из описаний весьма разнообразных и по содержанию, и по форме. Оратор, стремясь сообщить слушателям, необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздаёт определенную картину, что сближает речь с описанием в художественной литературе. Оратор показывает свое отношение к Достоевскому, давая ему явную, философскую оценку. В описании оратор постоянно ссылается на факты из жизни, что делает его достаточно объективным. Так же применяется приём «рассуждение». В философских рассуждениях исследуются предметы и явления, оратор не скрывает своего отношения к объекту, даёт ему оценку. В рассуждении присутствует цель умозаключений, которые расположены в логической последовательности и применяются как доказательства выдвинутого вначале речи тезиса. Выстраиваются причинно-следственные отношения. Рассуждениями оратор вовлекает в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается. В данном рассуждении так же используются «общие места», которые выступают доводами или аргументами для доказательства основного тезиса. В данной речи присутствуют три общих места: «В Достоевском русское общество потеряло не поэта или пи­сателя только, а своего духовного вождя. Пока совершается исторический процесс развития общества, неизбежно проявляется зло, для борьбы с которым существует дво­якого рода власть: мирская и духовная. Мирская ограничивает злое начало злом же, борется с ним карами и насилием, осуществляя только некоторый внешний порядок в обществе. Вторая власть, духовная, не признавая этот внешний порядок за выражение без­условной правды, стремится к осуществлению этой последней по­средством внутренней духовной силы, так чтобы зло являлось не ограниченным только внешним порядком, а вполне побежденным началом добра. И как высшая мирская власть так или иначе сосре­доточивается в одном лице — представителе государства, точно так же и высшая духовная власть в каждую эпоху обыкновенно принадлежит во всем народе одному лицу, которое яснее всех стре­мится к ним, сильнее всех действует на других своею проповедью. Таким духовным вождем русского народа в последнее время был Достоевский. Пока фактическое положение общества основано на неправде и зле, пока добро и правда только стремятся найти себе осущест­вление, положение подобных людей не есть положение царей, об­ладающих своей державой, а положение пророков, часто непризна­ваемых. Их жизнь есть борьба и страдание. Такова была и жизнь Достоевского. Достоевский вступил на литературное поприще с повестью «Бедные люди»,- в этом первом общем месте проводится мысль о мирской и духовной власти в период истори­ческих событий и на основе этого делается вывод о том, что духов­ным вождем русского народа в последнее время был Достоевский.

Второе общее место — рассуждение о добре, зле и положении пророков, жизнь которых — борьба и страдание. В конце — вывод: такова была и жизнь Достоевского.

Третье общее место: посвящено раз­витию мысли о пророках, которые чувствуют неправду и отдают свою жизнь борьбе против нее, возвышаясь над уровнем матери­альной жизни. Текст речи сопровождается анализом жизни, судь­бы и философского направления творчества писателя. Таким образом, общие места задают направление речи оратора, являясь ее композиционной частью.

Вся речь говорит о нравственной позиции оратора. Часто используются церковные термины. Подтверждаются христианские догмы.

Проанализировав речь Соловьёва можно сделать вывод, что оратор выступает и убеждает слушателей в высокой миссии Достоевского. Его речь имеет глубокий философский смысл и показывает мир Достоевского, с христианской точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: