Прежде всего, остановимся на том, почему нужно манипулировать людьми, потому, что необходимые результаты могут быть достигнуты другими способами, например, с использованием открытого давления или просто согласия. Здесь секрет заключается в том, что человек стремится убить двух зайцев одним выстрелом, то есть:
¾ получить то, что вы хотите, но в то же время хорошо выглядеть с точки зрения социальных норм;
¾ получите то, что вы хотите, и в то же время, если это возможно, избегайте гнева партнёра (недовольства, обиды, мести и т. д.)
Мошенничество, афёры, блеф, манипуляции, психологические и рефлексивные игры, политические интриги и мистификации, манипулятивное влияние, провокации, психологические и скрытые операции, пропаганда и психологическая война, управление врагом, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и операционные игры - не является полным списком понятий, используемых для описания путей и проявлений феномена тайного принуждения человека.
В процессе чтения литературы по манипуляциям были выделены несколько компонентов удара:
¾ использование информации;
¾ скрытие манипуляций;
¾ степень агрессивности манипулятивного воздействия;
¾ какова цель манипулятора;
¾ жертва манипулятора похожа на механизм.
В наиболее общей форме манипуляция понимается как вид взаимодействия между людьми, в которых один из них (манипулятор) сознательно пытается контролировать поведение другого (манипулировать), побуждая его вести себя так, как это нравится манипулятору: предпринимать любые действия (например, голосовать за кого-то, работать сверхурочно, выполнять служебные обязанности других лиц и т. д.) и от любых отказов. И это делается таким образом, что манипулируемый человек не осознает себя как объект контроля. У него есть определенный стимул изменить свое поведение таким образом, который нравится манипулятору, этот стимул, кажется, управляется внутренним, возникшим в результате каких-то независимых рассуждений.
В содержании манипуляция - это форма управления, в которой игнорируются цели и интересы объекта управления. В форме манипуляция - это социальное и психологическое мошенничество, мошенничество, основанное на фиктивном признании интересов партнера.
Социальная практика показывает, что термин «манипуляция» используется в следующих значениях:
¾ Во-первых, как обозначение конкретного общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, включающего активное использование различных методов скрытого принуждения людей.
¾ Во-вторых, манипуляция используется как обозначение определенного психологического влияния. В этом смысле также используются понятия «манипулятивное влияние», «психологическая манипуляция», «манипуляция общественным мнением» и «манипуляция общественным сознанием», «межличностная манипуляция», «общественно-политическая манипуляция личности» и т. д.,
¾ В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм использования тайного принуждения человека и определенных методов или устойчивых сочетаний методов скрытого психологического воздействия на человека.
Любые манипуляции и действия манипулятивного влияния действуют как неотъемлемые элементы процесса социального управления и коммуникации. Манипуляция приводит к ситуации, когда есть внешняя цель для общения, и нет открытого объяснения для всех участников общения.
Целевая коммуникация, где в самой коммуникации внешняя цель для него не объявляется открыто или, кроме того, скрыта специальными средствами, является манипулятивной связью. Методы секретного принуждения людей в различных культурах широко используются в различных сферах социального взаимодействия. В наиболее общей форме традиционными областями их использования являются дипломатия, военное искусство, тайная деятельность спецслужб, конкурентная борьба в экономической сфере, политическая борьба. Деятельность соответствующих организационных структур в этих сферах пронизана сетью человеческих отношений и контактов. Из решений конкретных людей с их личными характеристиками, индивидуальные психологические характеристики, их собственная жизнь и профессиональный опыт, от их симпатий и антипатий, привычек, установок, привязанностей и т. Д. Зависит от судьбы и благополучия или недостатка многих других людей, важные социальные, экономические и политические изменения в обществе.
Использование тайного принуждения людей в этих сферах характеризуется определенными особенностями, которые отличают использование методов скрытого психологического принуждения в повседневной жизни большинства людей. Во-первых, это наличие и использование специальных процедур для выбора объектов и технологий воздействия (пути, средства, временная последовательность и территориальное распределение и т. д.). В качестве объектов могут действовать отдельные лица, социальные группы и организации, население определенных регионов и стран. Во-вторых, наличие организационных структур (отделов, отделов, отделов, подразделений, подразделений и т. д.) И специалистов по применению методов скрытого психологического принуждения людей. В-третьих, наличие специальных структур и процедур для выявления признаков использования методов скрытых психологических эффектов и защиты от них.
Рассматривая способы тайного принуждения человека, можно выделить две основные группы ситуаций, отличающихся спецификой условий и технологий, используемых для психологического воздействия:
¾ Во-первых, ситуации, в которых человек подвержен влиянию коллективных социальных субъектов, например общественных, политических и религиозных организаций, государственных и государственных органов, финансовых и экономических и коммерческих структур, использующих сложные технологии скрытого психологического принуждения, в основном используя массовую коммуникацию;
¾ Во-вторых, ситуации, когда человек становится объектом влияния и использует методы скрытого психологического принуждения на межличностном уровне в повседневной жизни.
Причины, побуждающие лидера, лидера, партнера к манипуляциям, могут действовать:
¾ первоначальное несоответствие интересов;
¾ невозможность компромисса или невозможность достичь этого;
¾ объективное или субъективно осознанное отсутствие эквивалента удовлетворения и принудительная замена его суррогата.
Сама манипуляция имеет сложную структуру и включает в себя:
- планирование воздействия;
- сбор средств и информации об объекте манипуляции;
- корректировка цели воздействия;
- организация ситуации воздействия;
- подготовка адресата;
- принуждение адресата к действию.
Организация условий манипуляции связана с контролем над внешними переменными взаимодействия: физической средой, культурными и социальными контактами. Физические условия предполагают выбор места воздействия (или его специальной организации) и связанного с ним сенсорного комплекса. Культурная основа включает рассмотрение специфики ситуации общения, определяемой культурными источниками, традициями, языком, нормами, стереотипами восприятия и стратегиями принятия суждений, системой предрассудков и т. Д. Социальный контекст предполагает рассмотрение совокупности переменных связи, как реальных, так и условных, на макро- и микросоциальных уровнях, а также распределение иерархий статусной роли, социальных ролей и статусных рецептов, обусловленных ими взаимных ожиданий, норм отношения, сценарии социальной коммуникации.
Подготовка манипуляции, как правило, предполагает создание факторов (или использование существующих), которые увеличивают вероятность ожидаемых реакций у адресата. Это, прежде всего, изменение статуса адресата, увеличение его восприимчивости к постороннему влиянию, дестабилизация его самооценки, увеличение внушаемости с помощью необходимости защиты, самоидентификации, изоляции; общий эффект.
Манипуляция связана либо с созданием стандартной или нестандартной социальной ситуации, либо с выбором «целей влияния» (умственных структур, посредством которых осуществляется манипуляция).
«Цели» можно классифицировать следующим образом:
¾ стимулы деятельности (потребности, интересы...);
¾ регуляторы активности (семантические, целевые оперативные установки, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, убеждения);
¾ когнитивные комплексы (изображения и изображения мира, явные и неявные знания, информационные ориентации и т. д.);
¾ оперативные комплексы (способы мышления, характер аргументации, фактор критичности, стиль поведения, привычки, навыки, навыки, квалификация, ориентация);
¾ психические состояния (фоновые, функциональные, эмоциональные и т. д.).
Каждый вид «целей» подразумевает использование соответствующего им воздействия. В этом случае манипуляция предполагает «изготовление» и введение таких «целей», поражение которых приводит к оптимальному эффекту манипулятора. Эта ориентация связана с целенаправленным производством мотиваторов деятельности (потребностей, интересов, идеалов и т. д.) С формированием регуляторов активности (семантических, целевых, оперативных установок) с созданием необходимых когнитивных структур с формированием необходимый оперативный состав деятельности и заранее запланированное психическое состояние (дестабилизация, усталость, нетерпение, некритичность, зависимость, нерешительность, депрессия, замешательство, депрессия, эйфория, энтузиазм и т. д.).
Манипулятивное воздействие предполагает установление другого уровня общения с аудиторией:
- эмоциональный (эмоциональный резонанс, сочувствие, соучастие);
- Подпись (метасенсорные, миманы, настроение);
- оперативные (установление эффективной обратной связи);
- Цель (дешифрование кода сообщения, информационного резонанса);
- «присоединение» (самоподдерживающийся контакт из-за положительного семантического, эмоционального, мотивационного отношения к нему).
Контакт направлен на формирование пространства психологического взаимодействия. Любое событие, происходящее в этом пространстве, инициируется кем-то из коммуникаторов, организованным определенным образом, направленным и контролируемым. Благодаря этому осуществляется целенаправленное психологическое и информационное давление.
Предметом манипуляции является человек или группа лиц, в интересах которых осуществляется манипуляция. Субъекты манипуляции должны, прежде всего, иметь совершенное знание форм вербального влияния, они должны иметь энергию, волю, амбивалентные моральные установки, фанатизм, целеустремленность, уверенность в себе, отношение незаменимости.
Объектами манипуляции являются большинство.
Как правило, используются две модели манипуляции: «умственные» и «рациональные».
«Психическая модель» использует автоматические реакции человека, группы на тот или иной психологический стимул. Суть манипуляции связана с выбором стимулов, которые вызывают необходимую реакцию.
«Рациональная модель» связана с осмысленным и продуманным обманом.