Цель: выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым.
Ход исследования: Взрослый ставит на стол матрешку и предлагает ребенку посмотреть, что у нее внутри. Затем взрослый перемещает половинки матрешки и просит ребенка снова ее собрать. Независимо от правильности выполнения, он периодически подбадривает ребенка: «Молодец, очень хорошо у тебя получается».
На втором этапе применяется отрицательное воздействие: «Плохо ты делаешь».
На третьем этапе оценка действиям ребенка не дается.
Оценку взрослый выражает в речевой, мимической и жестовой форме.
В протоколе фиксируются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в каждой из трех ситуаций.
На основе анализа поведения ребенка в трех экспе6риментальных ситуациях, его относят к одной из подгрупп:
1 подгруппа – отсутствие адаптации
2 подгруппа низкая адаптация
3 группа - высокая адаптация
В результате проведения методики мы разделили детей на 3 группы
В группу 1 мы отнесли 8 детей которые отрицательно реагирующих на новое помещение, плакали, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.
|
|
Во вторую группу отнесли 10 детей спокойно играющих с игрушками. Они быстрее успокаиваются в новом помещении – в течение не более 10 минут.
В третью группу отнесли 2 детей. В групповом помещении дети играют достаточно близко друг от друга. Эмоциональный фон положительный. При появлении нового взрослого дети не меняют поведения, охотно соглашаются с ним выйти из помещения. В новой комнате проявляют активные ориентировочные реакции, интерес к игрушкам. Эмоциально – тактильный контакт со взрослым воспринимают положительно, но сами его не требуют. Самостоятельно организуют игру, активны и целенаправленны. К установлению делового контакта со взрослым относятся положительно, выполняют регламентированные действия, слушают сказку с интересом.
Для наглядности все данные мы отразили в таблице 1.
Таблица 1
Уровни адаптации по методике Е.И.Морозовой изучения адаптационных возможностей ребенка раннего возраста к ДОУ
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Кол-во исп-х | % | Кол-во исп-х | % | |
Высокая адаптация | ||||
Низкая адаптация | ||||
Отсутствие адаптации |
Полученные результаты графически отражены на рис. 1
Рис.1. Уровни адаптации по методике Е.И.Морозовой изучения адаптационных возможностей ребенка раннего возраста к ДОУ
|
|
Таким образом, в группу адаптированных к детскому саду нами включено 1(20%)человек из экспериментальной группы, и 1(20%) из контрольной группы. Если подвести итоги, то можно сказать, что из протестированных нами 20 детей, всего 10 детей адаптировались к детскому саду.О них можно сказать, что они психологически готовы к новым условиям.
. Анкетирование родителей по опроснику «Готов ли Ваш ребенок к посещению ДОУ». [приложение 2]
Нами так же была апробирована предлагаемая анкета позволяющая систематизировать наши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к детскому саду.
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности ребенка и адаптации ребенка к условиям ДОУ.
При обработке результатов анкеты подсчитывается суммарное количество ответов по показателям:
А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.
Мы протестировали 20 родителей, на основании проведенного исследования мы выяснили что дети из контрольной и экспериментальной группы имеют существенные различия. В экспериментальной группе из 10 человек, (А) – 1(23%), (ВДА) 4(42%), (ДА)- 5(50%). В контрольной группе состоящей из 10 человек (А)- 5(50%), (ВДА)- 4 (32,5%), (ДА)- 2(19,1%). Для наглядности мы отразили результаты исследования в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкеты родителей по опроснику «Готов ли Ваш ребенок к посещению ДОУ».на констатирующем этапе эксперимента
Уровни адаптации | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Кол-во исп-х | % | Кол-во исп-х | % | |
Адаптация | ||||
Возможна дезадаптация | 42,1 | 32,5 | ||
Дезадаптация | 19,1 |
Полученные результаты отражены нами на рис. 2.
Рис. 2 Результаты анкеты родителей по опроснику «Готов ли Ваш ребенок к посещению ДОУ».на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, можно утверждать, с высоким уровнем адаптации в экспериментальной группе нами отнесен 1 человек, и у 5 человек в контрольной группе. ВДА- 3(42,1%) в экспериментальный группе, и 3(32,5%)в контрольной группе. Дезадаптация 5(50%)в экспериментальной группе, и 2(19%) в контрольной группе.
Обобщив результаты по всем реализуемым нами диагностическим методикам, мы определили группы детей с уровнями адаптации (высоким, средним и низким).в большей степени нас интересовал общий уровень адаптации, который определился путем сложения по всем уровням адаптации.
Оказалось что с высоким уровнем адаптации у нас 2(23%) ребенка экспериментальной группы и 5(50%) контрольной, со средним уровнем3(42,1%) экспериментальной группы, и 3(30%)контрольной. С низким уровнем 5(50%) экспериментальной, и 2 (19,1%)контрольной.
Результаты представлены нами на рис. 3.
Рис. 3. Сводные данные по уровню адаптации детей на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, полученные результаты говорят о необходимости проведения системы адаптационных занятий, предусматривающих реализацию эффективных психолого-педагогических средств. Содержание данной работы представлено в 2.2.