Реализация средств адаптации детей к условиям ДОУ

На основе представленных в работе научно-теоретических положений проблемы адаптации нами был разработан комплекс занятий.

С целью повышения уровня адаптации у детей экспериментальной группы нами были проведены соответствующие занятия.

развивающие занятия, проходили в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и включают три этапа:

1. ориентировочный,

2. реконструктивный,

3. закрепляющий.

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

1.Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2.Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3.Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в групповом помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного часа. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Младший возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.

В таблице 1 курсовой работы представлен тематический план тренинговых занятий

Таблица 1. Тематический план занятий

№ п/п Цель занятия Упражнения Оборудование
  Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрытие правил общения в группе «Мяч», «Цветок общения», «Кто есть кто? Что есть что?», «Подарки», «Мостик дружбы», «Доброе животное» Цветные листы формата А4, магнитофон, аудиозаписи, мяч
  Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость. «Передай движение по кругу», «Я знаю, как тебя зовут», «Слушай хлопки», «Укрась свое имя», «Рисуем по точкам», «Найди свою половинку», «Волшебный круг» Эстафетная палочка, бланки для рисования по точкам, набор открыток, очки
  Помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных и личностных УУД. «Соберем портфель», «Раскрась по инструкции», «Запомни порядок», «Я положу в портфель», «Обведи по контуру», «Доскажи словечко» Текст сказки «Собирание портфеля», бланки к упражнениям
  Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил дошкольной жизни и себя в роли учеников детского сада, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации «Закончи слово», «ЗАТО», «Узоры и волшебные линии», «Листопад» Изображение сказочной школы, иллюстрации сказочных персонажей, иллюстрации «волшебные лесенки», бланки для графического диктанта

Далее мы приводим содержание 1 занятия из комплексной психолого-педагогической программы, направленной на адаптацию детей.

Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!»

Цели: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе.

Оборудование: заготовка для открытки: цветной лист форматом А-4 с надписью: «С Днем рождения, группа!»; разноцветные бумажные лепестки для каждого ребенка; магнитофон; аудиозаписи детских песен; цветной мяч.

Ход занятия.

Вступление. Ритуал приветствия.

Педагог приветствует ребят и поздравляет с днем рождения нового коллектива.

Приветствие. "Хорошее настроение": дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Разминка. Игра «Мяч».

Цель: знакомство детей друг с другом, создание положительной мотивации на работу в группе.

Педагог: «Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь, возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч будем знакомиться. Тот, у кого мяч будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мяч друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».

Основная часть

Упражнение: «Цветок общения».

Цель: создание благоприятного психологического климата, сплочение коллектива, создание атмосферы сотрудничества.

Педагог напоминает о том, что сегодня день рождения их коллектива. А на этот праздник положено дарить поздравительные открытки, и предлагает детям всем вместе сделать такую открытку и назвать ее «Цветок общения».

На заготовку форматом А-4 детям предлагается наклеить свои лепестки.

Воспитатель сообщает, что клей, который он нанес на заготовку не обычный, а «волшебный» и приклеит лепесток только в том случае, если ребенок скажет, что всем нам необходимо делать, чтобы рос наш цветок общения красивым и здоровым. Как правило, дети говорят, что для того, чтобы цветок общения рос красивым и здоровым, необходимо:

· всем подружиться;

· весело играть;

· не жадничать;

· помогать друг другу;

· нельзя обижать друг друга;

· быть вежливым и т.п.

Педагог проходит по классу, дети создают открытку. После этого взрослый подводит итог: «Мы сейчас с вами выполнили первое совместное дело и рассказали о том, чему будем учиться на наших занятиях. Посмотрите, как красиво у нас получилось».

На детских праздниках принято играть, давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Кто есть кто? Что есть что?».

Цель: развитие познавательных психических процессов (операций мышления, внимания, памяти).

Дети внимательно вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому- либо классу (группе). Необходимо выяснить, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т.д.)

«Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе

а) домашних животных;

б) диких животных;

в) деревьев и т.д.

Но вы должны, как можно быстрее называть слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово, или неправильно его назовут, выбывают из игры.

Упражнение «Подарки».

Цель: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе.

Упражнение выполняется в круге с мячом. воспитатель предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу.»

Упражнение «Мостик Дружбы»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.

Воспитатель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".

Чтение и анализ сказки «Создание «Лесной школы»» (Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки)

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Доброе животное».

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: