Обеспечение доступа к культуре и возможности культурного самовыражения для всех социальных групп населения.
С окончания второй мировой войны до начала 1970-х гг.
Децентрализация культуры
Государство перестает целевым образом выделять средства на поддержание определенных учреждений культуры, а выделяет финансы (блоки грантов), распределение которых передается в ведение региональных муниципальных властей.
С начала 1970-х годов до серидины 1980-х годов.
Маркетизация культуры
Сопряжение культурной политики со сферой услуг и включение в нее элементов рыночной экономики, что подразумевает - даже при сохранении основных принципов социального государства - стимулирование учреждений культуры к активному поиску внешних - частных - партнеров и средств, демонстрации поведения, характерного для рыночных организаций (PR, реклама и тд)
С середины 1980-х годов.
9. Основные модели современной государственной культурной политики
- государство как помощник
|
|
- государство как патрон
- государство как архитектор
- государство как инженер
Государство как помощник
Государство поддерживает искусство посредством освобождения или снижения налогов на дарение, частные дотации, спонсорство в пользу искусства и художников. Прямая государственная поддержка и законодательная регуляция в большей или меньшей степени исключаются. Государство не принимает решений относительно того, культура какого типа, качества или стиля должна поддерживаться; оно не решает, как искусство должно выражаться и тиражироваться. Данные функции делегированы компаниям, фондам и частным лицам, которые решают, какой тип искусства они хотят финансово поддержать. Культурные институции и художники работают в условиях, когда их заработок напрямую зависит от спроса на произведенный культурный продукт, то есть от того, насколько он привлечет публику.
Пример страны: США, где исторически сложилась традиция развитой частной филантропии, сформированной религиозной практикой патронажа.
Государство как патрон
Модель государства-патрона во многом исторически основана на традиции, в соответствии с которой представители аристократии брали на себя роль покровителей искусства и культуры. Данная модель ориентируется, прежде всего, на повышение уровня и профессианализма искусств, а не на обречение равного доступа к искусству для всех. Как и в модели государства-помощника, налог на частные дотации в пользу искусства здесь снижен или отменен. Государственная поддержка искусства имеет выраженный элитистский характер. По этой модели действуют независимые советы, такие как Совет по искусству Англии, который принимает решения о распределении бюджетных дотаций на культуру. При этом, решения принимаются Советом самостоятельно: не существует регуляций относительно состава совета, принципов оказания поддержки и тд)
Пример страны: Великобритания