В теории права «источник» рассматривается в формальном и материальном смыслах.
1. В материальном смысле, это сила, создающая права, т.е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественного отношения;
2. В формальном смысле - это форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства.
Ведущим источником права в современных условиях признается НПА в форме закона, указа, распоряжения или иной форме, при этом определение демонстрирует связь между системой права и системой законодательства.
Под источником экологического права понимается НПА, принятый уполномоченным органом государственной власти или МСУ, который устанавливает, изменяет или отменяет эколого-правовые нормы и содержит волю законодателя в области экологопользования.
Экологопользование - это не только любой вид экологозначимой деятельности, но и управление, и вообще любое антропогенное воздействие.
Особенности источников:
1. Экологическое законодательство относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому нормы экологического права устанавливаются и на федеральном и на региональном уровне.
|
|
2. В силу экологизации законодательства экологические нормы могут относиться к источникам различных отраслей права.
2. Классификация источников экологического права
1. По юридической силе:
а) Законы;
б) Подзаконные акты (все иные НПА).
2. По предмету регулирования:
а) Общие. Они регулируют не только экологические, но и другие отношения, например, Конституция;
б) Специальные. Они регулируют исключительно экологические отношения, например ЛК РФ, ВК РФ.
3. По характеру правового регулирования:
а) Материальные источники. Это нормы, устанавливающие права и обязанности, а также ответственность участников экологических правоотношений, например, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
б) Процессуальные. Они регулируют порядок природопользования, охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. (Учебник Крассова: процедурные нормы), но поскольку источники направлены не только на закрепление процедуры, то выделение процедурных источников нецелесообразно. Пример - ФЗ «Об экологической экспертизе».
4. По характеру нормативного правового акта:
а) Кодифицированные (не только кодексы, но и ФЗ «Об охране окружающей среды»);
б) Некодифицированные.
5. По степени значимости:
а) Основные. Это те НПА, которые составляют конструкцию экологического права;
б) Вспомогательные. Акты, имеющие технико-юридический характер.
и др.
Источники экологического законодательства образуют экологическое законодательство.
|
|
По горизонтали оно подразделяется на:
1. Природоохранное законодательство, к которому относится ФЗ «Об охране окружающей среды», «об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых территориях», «Об охране атмосферного воздуха».
2. Природоресурсное законодательство, к которому относится ЛК РФ, ВК РФ, ЗК РФ, ФЗ «О недрах».
Деление законодательства по вертикали представляет собой иерархию НПА по юридической силе. Завершают иерархию - локальные акты.
Отнесение правового обычая к источникам экологического права спорно.