Конституционные основы экологического права

Конституция - основной закон государства, определяющие основы регулирования всех видов общественных отношений. В ней содержатся основополагающие принципы экологического права.

Исходя из структуры конституции РФ, можно представить классификацию конституционных норм в области охраны окружающей среды и природопользования:

1. Нормы, устанавливающие основы конституционного строя (положение ст.9). В ч. 1 ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данная норма указывает на два вида отношения к природным ресурсам:

а) Использование;

б) Охрана.

Таким образом, закрепляются экологическая функция государства.

Ч.2 ст. 9 закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Особенности:

а) Конституция выделяет землю отдельно, т.к. это пространственный базис, на котором распространяется суверенитет.

б) На первом месте стоит частная собственность, т.к. монополия на природные ресурсы имела место раньше, а переход к множеству форм собственности - важный шаг к развитию рынка, поэтому государство придает особое значение этой форме, хотя все формы равны. В ч. 2 ст. 9 указано «и иные формы собственности». Это связано с процессом расгосударствования, при подготовке конституции было не ясно какие формы собственности потребуются.

2. Нормы, определяющие права и свободы человека и гражданина в области охраны окружающей среды установлены статьями 36, 41, 42, 58 Конституции РФ. Ст. 36 подчеркивает связь права собственности на природные ресурсы с основными правами и свободами человека и гражданина.

Ряд авторов (Дубовик, Боголюбов) считают, что существует коллизия между ч.2 ст. 9 и нормой ст. 36 Конституции. Т.е. с одной стороны провозглашается многообразие форм собственности, и что все природные ресурсы могут находиться в различных формах собственности, а с другой стороны ст. 36 устанавливает, что часть природных ресурсов могут находиться только в исключительной государственной собственности. (Статья Конституционные основы охраны окружающей среды С.А. Боголюбов, "Журнал российского права" N 11 2003 г.)

3. Нормы, относящиеся к определению компетенции федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов в области охраны окружающей среды.

Т.к. законодательство находится в совместном ведении, функции экологического управления распределены между федеральными и региональными органами власти, при этом обеспечение единой государственной экологической политики и экологического контроля осуществляют Президент и Правительство РФ.

Лекция №4 «Право собственности на природные ресурсы в РФ»

План:

1. Понятие права собственности на природные ресурсы;

2. Формы права собственности на природные ресурсы;

3. Право государственной собственности на природные ресурсы;

4. Право частной собственности на природные ресурсы;

5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы;

6. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы;

7. Содержание права собственности на природные ресурсы;

8. Ограничение права собственности на природные объекты;

9. Право собственности на землю;

10. Право собственности на недра и полезные ископаемые;

11. Право собственности на водные объекты;

12. Право собственности на леса;

13. Право собственности на объекты животного мира;

14. Право собственности на природные комплексы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: