Конституция - основной закон государства, определяющие основы регулирования всех видов общественных отношений. В ней содержатся основополагающие принципы экологического права.
Исходя из структуры конституции РФ, можно представить классификацию конституционных норм в области охраны окружающей среды и природопользования:
1. Нормы, устанавливающие основы конституционного строя (положение ст.9). В ч. 1 ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Данная норма указывает на два вида отношения к природным ресурсам:
а) Использование;
б) Охрана.
Таким образом, закрепляются экологическая функция государства.
Ч.2 ст. 9 закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Особенности:
а) Конституция выделяет землю отдельно, т.к. это пространственный базис, на котором распространяется суверенитет.
б) На первом месте стоит частная собственность, т.к. монополия на природные ресурсы имела место раньше, а переход к множеству форм собственности - важный шаг к развитию рынка, поэтому государство придает особое значение этой форме, хотя все формы равны. В ч. 2 ст. 9 указано «и иные формы собственности». Это связано с процессом расгосударствования, при подготовке конституции было не ясно какие формы собственности потребуются.
2. Нормы, определяющие права и свободы человека и гражданина в области охраны окружающей среды установлены статьями 36, 41, 42, 58 Конституции РФ. Ст. 36 подчеркивает связь права собственности на природные ресурсы с основными правами и свободами человека и гражданина.
Ряд авторов (Дубовик, Боголюбов) считают, что существует коллизия между ч.2 ст. 9 и нормой ст. 36 Конституции. Т.е. с одной стороны провозглашается многообразие форм собственности, и что все природные ресурсы могут находиться в различных формах собственности, а с другой стороны ст. 36 устанавливает, что часть природных ресурсов могут находиться только в исключительной государственной собственности. (Статья Конституционные основы охраны окружающей среды С.А. Боголюбов, "Журнал российского права" N 11 2003 г.)
3. Нормы, относящиеся к определению компетенции федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов в области охраны окружающей среды.
Т.к. законодательство находится в совместном ведении, функции экологического управления распределены между федеральными и региональными органами власти, при этом обеспечение единой государственной экологической политики и экологического контроля осуществляют Президент и Правительство РФ.
Лекция №4 «Право собственности на природные ресурсы в РФ»
План:
1. Понятие права собственности на природные ресурсы;
2. Формы права собственности на природные ресурсы;
3. Право государственной собственности на природные ресурсы;
4. Право частной собственности на природные ресурсы;
5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы;
6. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы;
7. Содержание права собственности на природные ресурсы;
8. Ограничение права собственности на природные объекты;
9. Право собственности на землю;
10. Право собственности на недра и полезные ископаемые;
11. Право собственности на водные объекты;
12. Право собственности на леса;
13. Право собственности на объекты животного мира;
14. Право собственности на природные комплексы.