Подходящее и не подходящее время для построения мостиков

Хотя целью создания мостиков является открытие линий коммуникации, не всякое создание мостиков достигает этой цели. Иногда может случаться, что мостик внесет дополнительные трудности в общение членов группы. Ценность любого метода не может не зависеть от того, как мы его применяем, и построение мостиков не является исключением. Например, некоторые групповые терапевты могут привлечь члена группы, кипящего от агрессии, к интерпретации напряженности в отношениях двух других членов группы, чтобы лучше понять каждого из них. Есть и менее очевидные примеры.

О робких следует упомянуть отдельно. Хотя построение мостиков часто им помогает, мы всегда должны помнить о степени риска, прибегая к такому приему. Пытаясь раскрыть их внутренний мир, мы можем неожиданно способствовать еще более глубокому уходу в себя. Неправильно выбрав момент, мы можем сделать группу скорее местом борьбы, чем святилищем, где они могут научиться выражать свои мысли и чувства. И такие люди, огорчаясь, могут не показать этого, но на самом деле еще более замыкаются в себе.

Лучше всего шутливый подход.

Вопрос: «Есть ли у Вас какое-нибудь мнение о том, что происходит», гораздо лучше, чем «Что Вы думаете о том, что происходит?».

Тех, кто сомневаются в возможности построить мостик, мы стараемся ободрить, какой бы выбор они ни сделали.

Кроме того, особенно важно, что когда мы обращаемся к застенчивому человеку, нужно делать это только тогда, когда он будет расположен к разговору, к тому, чтобы рассказать нам о своем восприятии того, что о чем ведете разговор. Даже если нам кажется, что этого члена группы полезно использовать в качестве мостика, мы никогда не должны делать этого вплоть до конца сессии.

Хотя мы деятельны и обаятельны, и слова легко нам даются, мы всегда должны помнить, что для скрытно (?) члена группы каждое слово имеет большое значение. Пациент, к которому мы обращаемся, высказывает свое мнение, но не имеет возможности увидеть, как это восприняла группа; из-за чего ему может показаться, что то, что он говорит, напрасно. Принимая участие в работе группы только к кому(?) ну сессии, такой человек, если не чувствует глубокой реакции группы, может стать почти готовым бросить занятия, чувствуя себя тривиальным и второсортным — даже физически незаметным,

И естественно, что мы должны исключить вмешательство постороннего человека в процесс, в котором два члена группы открываются друг другу и успешно общаются между собой.

Еше одна ошибка относится скорее не к неправильном построению мостиков, а к неверной защитной тактике при построении мостиков. Чаще всего это случается с терапевтами, которые не совсем разобрались в сущности метода создания мостиков, и прибегают к помощи других, когда им трудно справиться с поставленной задачей.

Например, терапевта в чем-то обвиняют, и он тревожится, что кто-то из членов группы с трудом «переходит по мостику». Вместо того, чтобы сохранять спокойствие или прямо отразить нападение, терапевт обращается к помощи постороннего человека. Это неправильно. Ошибка состоит в обращении к помощи вместо того, чтобы самому решить проблему. Общение не прогрессирует, а, напротив, происходит его саморазрушение.

В качестве примера этой ошибки мы можем упомянуть члена группы, который очень долго неодобрительно молчал, считая, что мы пренебрегаем им. Он был недоволен отсутствием внимания к себе и пришел к выводу о нашем низком профессиональном уровне.

В действительности мы никогда не сомневались, что он сможет принять участие в разговоре, но мы боялись, что если он вступит в дискуссию, то улучит момент, чтобы доминировать над более робкими членами группы. Но, в конце концов, мы почувствуем себя припертыми к стенке.

В такой момент мы действительно можем ощутить потребность позвать кого-нибудь к себе на помощь. В группе есть высокообразованные, привлекательные мужчины и женщины, которые, несмотря на собственные затруднения, могут поставить его на место. Некоторые из них уже активно продемонстрировали ему свою неприязнь.

Однако какое бы сильное желание привлечь в этой схватке постороннего члена группы, как наемного солдата, ни возникло, надо его подавить, когда спрашиваете молчащего, о чем он думает. Если прятаться за чью-то спину, то никогда не удастся построить хороший мостик. Напротив, такая тактика может сделать нашего противника козлом отпущения в группе, а в дальнейшем скорее создать дистанцию между ним и группой, чем способствовать построению мостика между ним и группой.

На страницах этой книги я упомянул о самых разнообразных мостиках, нередко и не называя их таковыми. Они различаются по сложности их создания и по их функциям, так же как и настоящие мосты, от примитивных веревочек до сложных висячих мостов и модильонов, которые являются произведениями искусства независимо от своего функционального назначения. Гораздо важнее, чтобы терапевт понял необходимость и ценность мостиков, связи между членами группы, которая всегда очень важна для анализа и интерпретации поведения членов группы.

 

Глава 4

КАК ПОМОГАЕТ ГРУППА

Я видел человека, пытающегося достичь горизонта.
Он бежал дальше и дальше. Я сказал:"Сэр, Вам это никогда не удастся".
"Ты лжешь", - ответил он, и побежал дальше.
Стефан Крейн "Я видел человека, пытающегося достичь горизонта".

Фрейд однажды заметил, что если пациент просто лежит на кушетке и говорит все, что приходит ему в голову - говорит без стеснения обо всех своих чувствах, побуждениях, предчувствиях, фантазиях и мыслях, то ему не нужна никакая терапия. Нам может нравиться человек, а может не нравиться, но он такой, какой есть. Он может быть творческим или нет, либеральным или нет - все это его дело. Он сам оценивает свои чувства, но не поступает бездумно под их влиянием.

Что касается жизненных планов, то этот идеальный пациент обладает безоговорочной властью над своей судьбой, чего мы и хотим добиться в работе с теми, кто приходит к нам. Ему следует быть необычной личностью, которую описал Гамлет в таких словах: "Покажите мне человека, который не является рабом страсти, и я открою ему свое сердце". Нам нравится думать, что такой человек использует свою силу для собственного благополучия и для благополучия других. Но это тоже его личное дело.

По аналогии, в идеальной группе наши пациенты должны были бы так слаженно работать, чтобы не нуждались бы в нас. Они бы, выполняя договор с нами, рассказывали друг другу, что они чувствуют, и почему. Они всегда облекали бы свои мысли в слова, а не выражали их действиями. Они бы сохраняли конфиденциальность. Они бы, в итоге, перестраивали те мостики, которые мы помогли им построить вначале. В теории, такая группа развивалась бы без психотерапевта.

Естественно, такой идеальной группы не существует. Но о ней важно помнить как о шаблоне, с помощью которого мы изучаем ошибки и затруднения членов группы, которые приходят к нам за помощью. И "совершенная группа" является скучной и застывшей в своем развитии.

Представляя себе идеальную группу, мы можем спросить себя: "Как можно помочь данной группе развиваться к этому идеальному состоянию? Что может групповая терапия сделать из того, что не под силу индивидуальной терапии?"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: