Что мы можем знать о себе из жалоб членов группы

Если мы прислушаемся к жалобам на нас, сделанным кем-либо из членов группы, мы не только сможем выявить перенос у своих пациентов и узнать многое о них, мы сможем знать истину о себе и, как правило, мы раскроем тайну своих собственных чувств, которые тревожат нас, но которые мы не осознаем.

Например, терапевт постоянно подвергается нападкам мужчин из своей группы за слишком подчеркнуто высказываемое предпочтение женщинам и игнорирование мужчин. Один участник, высказавшийся наиболее прямо, заявил вслух, что терапевт не дает мужчинам разговаривать, когда ему кажется, что кто-нибудь из женщин чем-то обеспокоен.

Другой член группы согласился с этим пациентом и добавил, что терапевт всегда разрешает женщинам говорить о том, как их разочаровывают мужчины, по сразу же становиться на зищиту женщин от всего, что кажется ему похожим на выпады в их адрес.

Прислушавшись к этим комментариям, терапевт понял, что, во-первых, он склонен преувеличивать хрупкость женщин, а, во-вторых, что он склонен испытывать вину во всех случаях, когда он видит расстроенную женщину. Поэтому он разрешал женщинам выражать свои чувства без попытки со своей стороны скорректировать их реакции.

Будучи терапевтами, мы можем встретиться с бесконечным разнообразием жалоб на враждебность, пренебрежение, запугивание, кокетство, излишнюю приземленность, чрезмерную склонность давать советы.

Жалоба может быть совсем небольшой, например, на то, что мы говорим слишком быстро или слишком медленно,— но те, кто жалуется, правы, жалобы могут иметь важные последствия, не только для них, но и для нас. Если мы говорим слишком быстро, то, если мы осознаем это, то выявим у себя тревогу, о которой до этого не подозревали. Слишком медленная беседа может означать, что мы пытаемся защититься от ожидаемой агрессии.

Ясно, что мы можем ощутить желание оградить себя от боли, приносимой высказываниями о нашем несовершенстве. Но мы действительно будем рады, когда члены группы выступят открыто со своими жалобами на наше поведение. Они предоставляют нам шанс узнать о своих чувствах или склонностях.

Хотя жалобы на нас могут отразить только один аспект восприятия пациентов, мы должны прислушиваться к каждой жалобе. Поступая так, мы не раз придем к важным открытиям о наших чувствах и их причинах.

Для нас совсем нет необходимости сразу же решать, является ли жалоба справедливой, манипулятнвной или имеет отношение к переносу. У нас еще будет возможность проверить на будущих занятиях то, что члены группы говорят о нас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: