Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу»
Одиночество, смирение, надежды в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Мцыри»
Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Образ главного героя. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения.
Роман «Герой нашего времени»
История создания. Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). Принцип циклизации повестей. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. Система повествователей. Система персонажей. Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика.
Н.В.Гоголь. Этапы жизни и творчества.
Поэма «Мёртвые души»
История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Главные герои поэмы (Россия – автор – Чичиков). Сюжетная основа произведения. Смысл названия поэмы. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль.
Комедия «Ревизор»
Жанр общественной комедии (традиции и новаторство). Особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытство как движущая сила развития конфликта. «Миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приёмы комизма).
Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века
Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача»
Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.
Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан»
Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «На заре ты её не буди», «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…»
Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей»
Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений.
Русская литература XX века
Развитие русской литературы в XX веке
Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии.
М.А.Горький. Слово о писателе. Рассказ «Макар Чудра»
Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее.