Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова.
А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор»
Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции.
В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик»
Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина.
Ф.А.Искандер «Кролики и удавы»
Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства.
Примерное тематическое планирование
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 9 классе — 105 ч.
|
|
Полугодие | Название раздела | Количество часов |
I | Литература как искусство слова | |
Античная литература | ||
Средневековая литература | ||
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. | ||
Русская литература XVIII в. | ||
Западноевропейская литература к. XVIII –н. XIX в. | ||
Русская литература XIX века (58ч) | ||
Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. | ||
В.А. Жуковский | ||
А.С. Грибоедов | ||
А.С. Пушкин | ||
Поэты пушкинской поры | ||
Подготовка, написание и анализ сочинения | ||
Диагностическая работа. Анализ работы | ||
II | М.Ю. Лермонтов | |
Н.В. Гоголь | ||
Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века | ||
И.С. Тургенев | ||
Ф.И. Тютчев | ||
А.А. Фет | ||
Н.А. Некрасов | ||
Русская литература XX века | ||
Подготовка, написание и анализ сочинения | ||
Диагностическая работа. Анализ работы |
Примерное поурочное планирование
№ урока | Тема | Содержание урока | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты изучения материалов раздела |
Литература как искусство слова | Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | Учащиеся знают: понятия «литература» и «фольклор»; умеют: читать учебно-научный текст; соотносить содержание информации со своими знаниями, интересами, возможностями; отбирать и систематизировать информацию; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. | |
Античная литература (3 ч) | ||||
Жанры античной литературы | Актуализация изученного ранее. Понятие об античной литературе. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Составление таблицы. Рефлексия. Участие в дискуссии. | Учащиеся знают: территориальные и временные границы существования античной литературы; основные этапы развития античной литературы; имена и произведения выдающихся античных писателей, философов, ораторов; умеют: объяснять значение античной литературы для последующей русской и зарубежной литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. | |
Гай Валерий Катулл. Лирика | Слово о писателе. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы. Рефлексия. | ||
Квинт Гораций Флакк. Стихотворение «Памятник» | Слово о писателе. Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы. Создание собственных речевых произведений. Рефлексия. | ||
Средневековая литература (7 ч) | ||||
5 – 6 | Средневековая литература в Европе | Средневековье в Европе и на Руси. Актуализация изученного ранее. Понятие о древнерусской литературе. Основные жанры древнерусской литературы. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. Участие в дискуссии. | Учащиеся знают: исторические предпосылки появления средневековой литературы, временные границы ее существования; основные этапы развития средневековой литературы; имена и произведения выдающихся писателей средневековья; место древнерусской литературы в истории средневековой литературы; историческую основу, идейное содержание, художественные особенности, проблему автора «Слова о полку Игореве»; умеют: объяснять значение литературы средневековья для последующей русской и зарубежной литературы; аллегорический смысл «Божественной комедии» Данте; идейное содержание «Слова о полку Игореве» в его связи с исторической обстановкой; историческое значение «Слова о полку Игореве»; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. |
7 – 8 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV. «Чистилище»; («Рай». Песнь XXXI) | Слово о писателе. «Божественная комедия» как произведение позднего средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения. | Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | |
9 – 11 | «Слово о полку Игореве» Историческая основа | «Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Историческая основа. Своеобразие жанра. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения. | Чтение и восприятие текста произведения древнерусской литературы. Выразительное чтение фрагментов произведения. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения работа с постраничными сносками. Выделение смысловых частей художественного текста. Характеристика героев произведения. Формулирование идеи произведения. Устные ответы на вопросы. Создание письменного развёрнутого ответа на вопрос. Конспектирование литературоведческой статьи. Проведение дискуссии. | |
Западноевропейская литература XIV – XVIII веков (4ч) | ||||
Литература эпохи Возрождения | Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные идеи эпохи Возрождения; основные периоды развития литературы Возрождения; имена и произведения выдающихся писателей Возрождения; основные идеи Просвещения; имена и произведения выдающихся просветителей; истоки сентиментализма; умеют: объяснять значение литературы Возрождения для последующей русской и зарубежной литературы; значение литературы Просвещения для последующей русской и зарубежной литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. | |
Джованни Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый») | Жанр новеллы. Тематика. Связь с фольклором. Символика образов. Назидательный пафос. | Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Объяснение аллегорического смысла произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Рефлексия. | ||
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» | Слово о писателе. Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Смысл трагического финала. | Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Рефлексия. | ||
И.В.Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» | Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. | Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение авторской позиции. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Рефлексия. | ||
Русская литература XVIII века (7ч) | ||||
16 -- 17 | Русская литература XVIII века | Актуализация изученного ранее. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные отличия литературы Нового времени от древнерусской литературы; основные направления русской литературыXVIII века; имена и произведения выдающихся русских писателей XVIII века; основные положения «теории трёх штилей» М.В. Ломоносова; идейно-художественные особенности од Ломоносова и Державина, проблематику и нравоучительный смысл басен Крылова; умеют: объяснять значение русской литературы XVIII века для последующей русской литературы; вклад Ломоносова в развитие русской литературы; вклад Державина в развитие русской литературы; вклад В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в развитие русского стиха; вклад И.А. Крылова в развитие русской сатирической литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. |
18-- 19 | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты); «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» | Слово о писателе. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория 3 стилей). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды. | Выразительное чтение од. Работа с постраничными сносками. Анализ лирического произведения. Выявление проблематики и идеи произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | |
20- 21 | Г.Р.Державин. Стихотворение «Фелица», «Памятник» | Слово о писателе. Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII – начала XIX века. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение од. Анализ лирического произведения. Выявление проблематики и идеи произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Конспектирование литературоведческой статьи. Рефлексия. | |
И.А. Крылов. Басни «Разборчивая невеста», «Квартет», «Листы и корни», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Кошка и Соловей», «Бедный богач», «Лев и Мышь» | Слово о писателе. Актуализация изученного ранее. Основные темы басен Крылова. Аллегорические образы. Сатирические приёмы. Народность басен Крылова. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение басен. Анализ басен. Выявление проблематики и нравоучительного смысла басен. Выявление сатирических приёмов в текстах басен. Сопоставление героев. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | ||
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века (6ч) | ||||
Европейская литература конца XVIII – начала XIX века. | Стили и направления. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия. | Учащиеся знают: исторические, философские, культурологические истоки возникновения романтизма; содержательные и художественные особенности произведений романтизма; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности произведений Гёте, Шиллера, Байрона; умеют: объяснять значение произведений западноевропейского романтизма для последующей русской и зарубежной литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. | |
24 – 25 | И.В.Гёте. Слово о писателе. Трагедия «Фауст» (Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, Часть I, сцены 12, 16, 25. Часть II, действие 5) | Роль творчества Гёте в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Сюжет и композиция. Философская проблематика. Система образов. | Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.Рефлексия. | |
Ф.Шиллер. Драма «Разбойники» | Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Рефлексия. | ||
27—28 | Дж. Г. Байрон. Слово о писателе. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Проблема героя | Актуализация изученного ранее. Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. | Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героя. Рефлексия. | |
Сочинение | Темы по выбору учащегося: 1. Поиск героем смысла жизни (на примере…). 2. Истинные и ложные человеческие ценности (на примере…). 3. Конфликт личности и общества (на примере…). Темы раскрываются на материале не менее двухпроизведений, рассмотренных в разделах: «Античная литература»; «Средневековая литература»; «Западноевропейская литература XIV – XVIII вв.»; «Русская литература XVIII в.»; «Западноевропейская литература к. XVIII – н. XIX в.». | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. | Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом | |
Создание письменного развёрнутого ответа; редактирование написанного | ||||
Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность. | ||||
Русская литература XIX века (58ч) | ||||
Русская литература первой половины XIX века | Актуализация изученного ранее. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные закономерности развития русской литературы первой половины XIX века; содержательные и художественные особенности произведений романтизма; основные идеи, художественные особенности произведений Жуковского; признаки элегии как жанра лирики; умеют: объяснять значение романтизма для последующей русской литературы; значение творчества Жуковского для последующей русской литературы; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. | |
В.А.Жуковский. Стихотворения «Вечер», «Невыразимое», «Море» | Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | ||
35-39 | А.С. Грибоедов «Горе от ума». | Слово о писателе. Система персонажей. Основной конфликт произведения Проблема жанра и стиля. Язык и стих комедии. Способы создания характеров героев. Проблема ума и безумия. Традиции и новаторство. А.С.Пушкин и И.А.Гончаров о комедии. | Восприятие текста драматического произведения. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Выразительное чтение произведения. Инсценирование. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики и конфликта пьесы. Нахождение черт классицизма, романтизма, реализма в пьесе. Характеристика героя. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Анализ драматического произведения с учётом его жанрово-родовой специфики. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | |
40—42 | А.С. Пушкин Стихотворения «Узник», «Туча», «Осень», «Два чувства дивно близки нам…», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | Актуализация изученного ранее. Тема свободы личности и свободы творчества. Природа и жизнь человека. Тема поэта и поэзии. Источник творческого вдохновения. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина; основные мотивы лирики Пушкина; особенности воплощения темы поэта и поэзии в лирике Пушкина; признаки сонета как поэтической формы; значение романтизма в творчестве Пушкина; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности произведений Пушкина; понятие «онегинская строфа»; особенности жанра «Евгения Онегина»; умеют: объяснять значение творчества Пушкина в русской и мировой литературе; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; сопоставлять лирические произведения близкой тематики; анализировать эпические произведения; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. |
А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы» | «Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Образ автора. Поэтический мир произведения. | Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героя. Сопоставление героев. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». | Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел и история создания | История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Историческая основа романа. | Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Участие в дискуссии. Рефлексия. | ||
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» -- «энциклопедия русской жизни» | Особенности сюжета и композиции. Энциклопедичность. Проблематика романа. | Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Анализ лирических отступлений. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Участие в дискуссии. Рефлексия. | ||
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Герои романа | Евгений Онегин как герой времени. Система образов. Специфика образа автора. | Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Участие в дискуссии. Рефлексия. | ||
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Художественное своеобразие романа | Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения. | Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Определение художественных особенностей произведения. Анализ лирических отступлений. Сопоставительный анализ писем героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
Сочинение | Темы по выбору учащегося 1. Тема преступления и наказания в произведениях А.С. Пушкина. 2. Образ человека-творца в произведениях А.С. Пушкина. 3. «И от судеб спасенья нет…»? Человек и судьба в произведениях А.С. Пушкина. Темы раскрываются на материале не менее двухпроизведений разных жанров, рассмотренных в данном разделе. | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. | Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом | |
Создание письменного развёрнутого ответа; редактирование написанного | ||||
Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность. | ||||
53 – 54 | Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков. Стихотворение «Разлука». Д.В.Давыдов. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок». Е.А.Боратынский. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок». А.А. Дельвиг. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову». | Развитие пушкинских традиций в лирике. Жанры элегии, баллады, послания. Возникновение жанра думы как особого жанра гражданской лирики. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Рефлексия. | |
Диагностическая работа | Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета «Литература» | |||
В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку | ||||
58 – 59 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу» | Духовная основа лирики. Тема поэта и поэзии. Поэтический мир стихотворений. Одиночество, смирение, надежды в лирике Лермонтова. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные темы лирики М.Ю. Лермонтова; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности поэмы «Мцыри» и романа «Герой нашего времени»; содержание понятия «лермонтовский герой»; умеют: объяснять значение творчества Лермонтова в русской литературе; особенности композиции романа «Герой нашего времени»; выявлять и интерпретировать черты романтизма в творчестве Лермонтова; сопоставлять лирику Пушкина и Лермонтова; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; сопоставлять лирические произведения близкой тематики; анализировать эпическое произведение; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. |
60 – 61 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» как произведение романтизма | Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Образ главного героя. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения. | Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы. Определение основных идей и художественных особенностей произведения. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | |
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Особенность сюжета и композиции | История создания. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Рефлексия. | ||
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Герои-рассказчики в романе | Особенности сюжета и композиции. Система повествователей. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Рефлексия. | ||
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Особенности жанра | Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Принцип циклизации повестей. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Своеобразие героя | Проблема героя времени (традиция и новаторство). Система персонажей. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Художественное новаторство Лермонтова | Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
67 – 69 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Замысел комедии. | Жанр общественной комедии (традиции и новаторство). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Своеобразие смеха (виды комического и приёмы комизма). Особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытство как движущая сила развития конфликта. «Миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Система персонажей. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение драматического произведения по ролям. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные темы творчества Н.В. Гоголя; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности произведений Н. В. Гоголя; содержание понятий «маленький человек»; «галерея мёртвых душ»; умеют: объяснять значение творчества Гоголя в русской литературе; роль фантастических элементов в произведениях Гоголя; роль лирических отступлений в «Мёртвых душах»; особенности жанра «Мёртвых душ»; анализировать лиро-эпическое произведение; анализировать драматическое произведение; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; выявлять средства сатирического изображения; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. |
Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Замысел произведения | История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Сюжетная основа произведения. | Чтение и восприятие литературного произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение драматического произведения по ролям. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Особенности жанра | Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Комическое в поэме. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. художественных особенностей произведения. Участие в дискуссии. Рефлексия. | ||
Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Герои поэмы | Главные герои поэмы (Россия – автор – Чичиков). Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Роль детали в создании образов. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Автор и авторская позиция | Лирические отступления в поэме | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление авторской позиции. Участие в дискуссии. Рефлексия. | ||
Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Смысл названия | Смысл названия поэмы. Своеобразие авторского пафоса. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | ||
Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Художественное своеобразие | Особенности повествовательной манеры Гоголя. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Определение художественных особенностей произведения. Рефлексия. | ||
Сочинение | Темы по выбору учащегося 1. Мотив дороги в творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя. 2. Портрет как средство характеристики героя в произведениях М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя. 3. Нравственно- философские проблемы в творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя. | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. | Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом. | |
Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного | ||||
Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность. | ||||
80– 81 | Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века | Актуализация изученного ранее. Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные особенности русской литературы второй половины XIX века; имена и произведения выдающихся русских писателей второй половины XIX века; умеют: объяснять значение русской литературы второй половины XIX века для последующей русской литературы; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; сопоставлять произведения схожей тематики; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. |
82 – 83 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача» | Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей стихотворения в прозе. Выявление проблематики и идеи произведения. Устные ответы на вопросы. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | |
84 – 85 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» | Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Философская лирика Тютчева. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Конспектирование литературоведческой статьи. Рефлексия. | |
86 – 87 | А.А.Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди» «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…» | Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | |
88 – 89 | Н.А.Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей» | Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Народная тема. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | |
Русская литература XX века (10ч) | ||||
Развитие русской литературы в XX веке. | Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии. | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. | Учащиеся знают: основные периоды развития русской литературы XX века; связь литературы ХХ века с общественной и политической жизнью; понятия «серебряный век», «социалистический реализм»; имена и произведения выдающихся русских писателей XX века; умеют: объяснять востребованность жанров лирики в русской литературе XX века; причину возрождения эпических жанров в 1920-е годы; анализировать эпические произведения; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; выявлять средства сатирического изображения; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению. | |
М.А.Горький. Рассказ «Макар Чудра». | Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Конспектирование литературно-критической статьи. Рефлексия. | ||
92 – 93 | ||||
94 -- 95 | М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Гуманистические идеи рассказа | Слово о писателе. Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | |
96 – 97 | А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Гражданская и философская проблематика | Слово о писателе. Жизненная и нравственная основа рассказа. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции. Проблема национального характера. Мотив праведничества. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. | |
В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик» | Слово о писателе. Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Рефлексия. | ||
Ф.А.Искандер. Сказка «Кролики и удавы» | Слово о писателе. Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства. | Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Составление таблицы. Рефлексия. | ||
Сочинение | Произведение, которое я советую прочитать всем. (на материале одного произведения, включённого в раздел «Русская литература ХХ века») Учащиеся выбирают жанровую форму для создания текста сочинения: - специальный учебный текста (традиционное школьное сочинение); - рецензия (в журнал…, в газету….); - текста в условиях интернет-общения; -текста лекции и др. | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. | Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом. | |
Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного | ||||
Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность. | ||||
Диагностическая работа | Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета «Литература» | |||
Диагностическая работа | В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку |
|
|
|
|
|
|