Методика диагностики эмоционального выгорания
Когда понадобится: опросник позволяет выявить «синдром эмоционального выгорания», возникающий у сотрудников в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием неблагоприятных стресс-факторов.
Опросник
|
Инструкция
Перед вами 84 суждения. Прочитайте их и выберите ответ «да» или «нет» в зависимости от того,
согласны вы с ними или нет.
Примите во внимание, что если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду
субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, зрители, заказчики,
учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Тестовое задание
№ | Вопрос | Да | Нет |
Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться | |||
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры | |||
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) | |||
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) | |||
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого | |||
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров | |||
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался | |||
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) | |||
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг | |||
Моя работа притупляет эмоции | |||
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе | |||
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой | |||
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения | |||
Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения | |||
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность | |||
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь | |||
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты | |||
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером | |||
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше | |||
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено | |||
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение | |||
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров | |||
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей | |||
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение | |||
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций | |||
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами | |||
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной | |||
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п. | |||
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания | |||
В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла» | |||
Я охотно рассказываю домашним о своей работе | |||
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) | |||
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу | |||
Я очень переживаю за свою работу | |||
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности | |||
При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль | |||
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем | |||
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям | |||
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе | |||
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние | |||
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно | |||
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно | |||
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми | |||
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела | |||
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении | |||
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души | |||
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого | |||
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия | |||
На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки | |||
Успехи в работе вдохновляют меня | |||
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной) | |||
Я потерял покой из-за работы | |||
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) | |||
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу | |||
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции | |||
Я часто работаю через силу | |||
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь | |||
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, беречь здоровье | |||
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать | |||
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание | |||
Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный | |||
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю | |||
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив | |||
Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы | |||
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной | |||
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание | |||
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами | |||
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился | |||
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют | |||
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций | |||
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня | |||
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства | |||
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко | |||
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств | |||
Моя карьера сложилась удачно | |||
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой | |||
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать | |||
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах | |||
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями | |||
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил | |||
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе | |||
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство | |||
Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции | |||
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье | |||
Спасибо за ваши ответы!
Ключ к тесту на эмоциональное выгорание
Описание
Методика диагностики эмоционального выгорания позволяет выявить «синдром эмоционального выгорания», возникающий у сотрудников в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием неблагоприятных стресс-факторов. Разработана В.В. Бойко.
По мнению автора, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» – отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет».
Методика позволяет выделить следующие три фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
Напряжение:
· переживание психотравмирующих обстоятельств;
· неудовлетворенность собой;
· «загнанность в клетку»;
· тревога и депрессия.
Резистенция:
· неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
· эмоционально-нравственная дезориентация;
· расширение сферы экономии эмоций;
· редукция профессиональных обязанностей.
Истощение:
· эмоциональный дефицит;
· эмоциональная отстраненность;
· личностная отстраненность (деперсонализация);
· психосоматические и психовегетативные нарушения.
Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов – получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.
Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12 симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Данные о психометрических характеристиках теста не приводятся.
Обработка данных
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты.
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания» с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д., количество баллов суммируется, и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания».
3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.
Ключи
Напряжение | |
Переживание психотравмирующих обстоятельств | +1(2), +13(3), +25(2), –37(3), +49(10), +61(5), –73(5) |
Неудовлетворенность собой | –2(3), +14(2), +26(2), –38(10), –50(5), +62(5), +74(3) |
«Загнанность в клетку» | +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), –75(5) |
Тревога и депрессия | +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) |
Резистенция | |
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование | +5(5), –17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) |
Эмоционально-нравственная дезориентация | +6(10), –18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), –78(5) |
Расширение сферы экономии эмоций | +7(2), +19(10), –31(20), +43(5), +55(3), +67(3), –79(5) |
Редукция профессиональных обязанностей | +8(5), +20(5), +32(2), –44(2), +56(3), +68(3), +80(10) |
Истощение | |
Эмоциональный дефицит | +9(3), +21(2),+33(5), –45(5), +57(3), –69(10), +81(2) |
Эмоциональная отстраненность | +10(2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10) |
Личностная отстраненность (деперсонализация) | +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10) |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5) |