Вопросы и ответы физическая открытость

Вопрос: Перспектива сидячей медитации наверняка смутит некоторых людей, особенно тех, кому такая поза по состоянию здоровья доставляет физические неудобства. Не могли бы вы прокомментировать эту проблему?

Кхандро Дечен: По идее, в том, чтобы просто сидеть и пребывать там, где мы есть, не должно быть ничего сложного. Однако на деле это оказывается совсем непросто. Если человек в разладе с самим собой, си­дение может потребовать от него колоссальных уси­лий. Простота сидения может обернуться для него почти заведомо проигранной битвой с неусидчиво­стью, раздражительностью и сонливостью.

Нгакпа Чогьям: Да, и об этом следует помнить. На са­мом же деле для успешной практики ши-не необхо­димо учиться чувствовать своё тело. Нужно физи­чески запомнить состояние естественного равновесия и гармонии.

Кхандро Дечен: Первое, что нужно запомнить относи­тельно сидения, — что вам должно быть удобно. Главное, что мешает вам почувствовать себя удоб­но, — представление о том, что нужно якобы опи­раться спиной на спинку стула или на стену. При­вычные представления об удобстве зачастую меша­ют воспринять то, что удобно по-настоящему. И сильнее всего от этих привычек страдает спина. Учиться чувствовать себя удобно — это настоящее искусство. Овладевая им, вы познаёте тайны соб­ственного тела.

Вопрос: По-моему, чувствовать себя удобно — очень важно. Трудно сосредоточиться на практике, если тебя отвлекают боли в спине...

Нгакпа Чогьям: Действительно, не отвлекаться па позу очень важно. Но это вовсе не значит, что мы долж­ны напрочь забыть о своём теле и раствориться и каких-то заоблачных высотах, отделившись от плоти и крови, от сухожилий, кожи и костей.

Вопрос: Кхандро Дечен, вы говорили, что главное в практике четырёх йог — естественное положение спины в позе сидя. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

Кхандро Дечен: Поза должна помогать нам расслабляться не теряя бдительности. Расслабление должно сочетаться с бдительностью, а в позе лёжа это проблематично. Лежать, конечно же, удобно, но в такой позе вас быстро одолеет дремота. Можно сидеть на хорошем устойчивом стуле — но только так, чтобы ваши бёдра и спина находились под прямым углом друг к другу. Это совет не только для пожи­лых людей. На стуле может сидеть любой, незави­симо от возраста и прочих обстоятельств: такая поза ничем не хуже других, рекомендованных на­ставниками. Подойдёт любой мягкий стул с пря­мой спинкой. Когда спина находится в естествен­ном положении, таз тоже располагается естествен­но и никаких усилий для поддержания правильной позы не требуется. А это идеально для ши-не. Но воспользоваться стулом удаётся не всегда. В пу­тешествии, в походе, на природе или где-то в ком­пании придётся прибегнуть к другим методам си­дения.

Нгакпа Чогьям: Полезно будет рассмотреть традици­онные позы — не только потому, что они получены путём передачи,но и потому, что они расширяют спектр ваших возможностей. Нужно эксперименти­ровать самостоятельно, чтобы понять, что вам дос­тупно, а что — нет.

Вопрос: По-моему, большинство людей, начинающих практиковать ши-не, сразу же решают про себя, что сидеть следует со скрещенными ногами.

Нгакпа Чогьям: Да. И к несчастью, из-за этого у боль­шинства сразу же складывается впечатление, будто ши-не — практика чуждая, разработанная для жи­телей Востока, с детства привыкших сидеть в подобной позе.

Кхандро Дечен: Если просто сесть на подушку и скре­стить ноги, то в теле неизбежно возникнет болезненное напряжение, которое будет вас отвлекать. Ведь колени при этом окажутся выше ягодиц. А из-за этого возникнут две проблемы. Во-первых, при таком положении ног таз отклоняется назад и спина лишается устойчивой опоры. В результа­те вы будете либо наклоняться вперед, пытаясь удержать равновесие, что вызовет боль в поясни­це (и сонливость), либо стараться выпрямить спи­ну. От постоянных усилий, необходимых для под­держания прямой спины в такой позе, вы быстро устанете и опять-таки разболится поясница. И этих проблем вы не избегнете, даже если при­слонитесь спиной к стене (что в тибетской тради­ции считается недостойным). Во-вторых, из-за того что колени будут выше ягодиц, ноги у вас бы­стро затекут и онемеют. И, пытаясь подняться на ноги по окончании сеанса сидения, вы всякий раз будете переживать несколько неприятных минут. Короче говоря, такая поза неустойчива. Она мо­жет стать одним из самых серьёзных препятствий на первом этапе практики. Но избавиться от всех этих проблем очень просто: достаточно найти та­кую позу, в которой ягодицы будут располагаться выше колен.

МИРСКАЯ ОТКРЫТОСТЬ

 

Вопрос: Не будет ли полезнее отказаться от всех про­чих занятий и обязательств и всецело сосредоточить­ся на практике?

Кхандро Дечен: Нет. Скорее всего, нет.

Нгакпа Чогьям: Вот именно. Видите ли, метод дзогчена — это, прежде всего, метод воссоединения, и для западного мира такой подход сейчас очень ак­туален. Чтобы практиковать по-настоящему, со­всем не обязательно отказываться от личных отно­шений, от работы и семьи, дабы пропасть без сле­да где-то в горах Непала или Индии, — какой бы духовной романтикой ни веяло от подобной перс­пективы. Мы призываем к бегству в реальность, а не от реальности.

Кхандро Дечен: Все мы рано или поздно сталкиваемся с вопросом о том, как перешагнуть в свой практике определённый рубеж. Некоторые из вас действи­тельно могут решить отречься от мирской жизни и погрузиться в практику, но это далеко не всегда по­лезно. Лично я не сторонница крайностей. Скорее, меня воодушевляет мысль о том, что каждый чело­век может включить практику этого рода в свою по­вседневную жизнь.

Нгакпа Чогьям: Но при этом всё равно остаётся про­блема времени и тот факт, что времени всегда не хватает.

Кхандро Дечен: Если вы хотите подняться на более высокий уровень практики, не порывая с обычной мирской жизнью, либо примите эту ситуацию как она есть — и пусть практика развивается своим че­редом, в своём темпе, либо время от времени ухо­дите в затворничество.

Нгакпа Чогьям: Способность принять ограничения, ко­торые налагает на практику повседневная жизнь, — это достойный образ жизни, нисколько не тормо­зящий ваше развитие. Слишком уж часто люди предаются практике с излишним усердием и берут на себя слишком много — так что рано или поздно все их достижения рушатся, ибо обнаруживается, что всё это время они жили в каком-то выдуманном мире. Очень легко захотеть стать великим адептом — у каждого из нас могут рождаться подобные жела­ния и устремления, но если вы не сможете оставать­ся самим собой, практикуя на таком уровне, то во­обще ничего не достигнете.

Вопрос: Но каким же образом мне прорваться сквозь это ощущение тупика? Мне кажется, что я застрял на одном уровне опыта и никуда больше не двига­юсь.

Нгакпа Чогьям: Чтобы прорваться сквозь это состоя­ние стабилизации опыта, которое вы воспринимае­те как преграду на пути к дальнейшему развитию, можете прибегнуть к практике затворничества. Ти­бетское слово цам (т Tshams), которое обычно переводят как «затворничество», в буквальном смысле означает «пределы, границы». Суть в том, что вы устанавли­ваете пределы,в рамках которых будете практико­вать. Затворничество может быть как одиночным, так и групповым. Продолжаться оно может час, день, неделю, месяц, год или три года. Оно может быть как открытым, так и закрытым; вы можете поддерживать связи с внешним миром, а можете и полностью пресечь их на всё время затворничества.

Какой бы тип затворничества вы ни избрали, вы сами устанавливаете себе пределы — а затем неукоснительно следуете принятому решению.

Кхандро Дечен: Сидение в группе — полезный опыт, дающий поддержку и утверждающий вас на пути индивидуальной практики, это очень благоприят­но скажется на вашей личной работе. Чем дальше вы продвигаетесь на пути практики, тем более важную роль играет духовная взаимопомощь. Осознав это, начните помогать другим. Как толь­ко вы признаете, что открывающееся вам блажен­ство необходимо разделять с другими людьми, само намерение помогать превратится для вас в источник вдохновения и поддержки. Вы сможете посвятить свои собственные успехи освобождению всех, кто ещё не может сосредоточиться на своей безначальной просветлённости. По большому счёту, каждый из нас одинок на пути практики, но на ином, относительном уровне все мы можем по­могать друг другу.

Кроме того, существует традиция групповых обе­тов молчания — разновидность затворничества, способствующая интенсивной практике. Групповое затворничество может принести вам необычайно глубокий опыт взаимопомощи: вы будете поддер­живать друг друга самим своим присутствием, сер­дечным теплом и спокойствием. Быть вместе с другими, обходясь без слов, значит перейти на иной уровень общения, основанный на общности времени и пространства. Кроме того, в группе лег­че соблюдать все требования практики. Поэтому групповое затворничество может сдвинуть вас с мёртвой точки, вывести из тупика и в корне изме­нить характер ваших ежедневных медитаций. Но главное здесь — не цепляться за эти перемены и не пытаться превратить их в свою собственность или самоопределение.

Нгакпа Чогьям: Групповое затворничество — хорошая основа для затворничества одиночного — самой ин­тенсивной разновидности практики и самого дей­ственного метода преображения наших представле­ний о себе. Но не торопитесь к нему прибегнуть: без должной подготовки одиночное затворничество может лишь разочаровать вас, а то и подвергнуть опасности.

Кхандро Дечен: Найти наставника, который даст вам все необходимые указания, может оказаться нелегко, поэтому мы изложим общие рекомендации для тех, кто обрёл достаточный опыт в практике сидения и готов к одиночному затворничеству. Уединиться на краткий срок можно и у себя дома, но если вы решились на длительное затворниче­ство, то придётся просить о приёме в специальный центр, где вам обеспечат подходящее питание и где вы при необходимости сможете обратиться за на­ставлением к ламе или опытному учителю медита­ции.

Нгакпа Чогьям: Удаляться в одиночный затвор дольше, чем на выходные дни, мы не советуем.

Кхандро Дечен: Да-да, и не пытайтесь сидеть дольше, чем позволяет ваше физическое состояние. Если вы обычно сидите всего лишь по часу в день, значит, вы ещё не готовы к длительному затворничеству. Ваши ноги не привыкли к нагрузке. Так что не мучайте себя понапрасну и не пытайтесь вырваться за пределы своих ограничений. Вообще говоря, ограничения бывают двух типов: жёсткие и нежёсткие. Если вы не будете стремиться пре­одолеть нежёсткие ограничения, но никогда ничего не добьётесь. Но если вы попытаетесь прорваться за границы жёстких ограничений, то лишь навре­дите себе и разочаруетесь в своей цели. Помните, что осознание развивается постепенно. В том, что­бы перетерпеть боль в ногах, нет ничего плохого, но нужно внимательно следить за собой, чтобы це­леустремлённость не превратилась в мазохизм. Если вы удалитесь в затвор раньше времени, то прибегнуть второй раз к этой практике уже не за­хотите.

Вопрос: Насколько я понимаю, приобрести опыт оди­ночного затвора очень важно, и мне хотелось бы знать, как этого добиться. Кажется, это идеальный способ выйти на верный путь. По-моему, таким об­разом можно сломать многие барьеры.

Нгакпа Чогьям: Не стоит удаляться в затворничество без совета Учителя, и тем более неразумно прибе­гать к этому методу преждевременно: вы рискуете отбить себе охоту к практике на всю жизнь! В большинстве буддийских центров тех, кто желает уда­литься в затвор, принимают только с разрешения наставника. Возможно, вам придётся пройти собеседование с руководителем центра и тот определит, готовы ли вы к подобному испытанию. Чтобы зат­ворничество пошло вам на пользу, нужно как сле­дует подготовиться, а иначе вы не сможете усвоить и переработать приобретённый опыт.

Вопрос: Вы сказали, что не рекомендуете удаляться в затворничество дольше, чем на выходные. Не мог­ли бы вы уточнить, какой именно промежуток вре­мени вы подразумевали?

Нгакпа Чогьям: С вечера пятницы до утра понедельника.

Вопрос: А дольше нельзя?

Нгакпа Чогьям: Прежде надо спросить совета у настав­ника. И желательно сделать это непосредственно перед тем, как вы удалитесь в затворничество.

Кхандро Дечен: Неподготовленному человеку даже та­кое сравнительно недолгое одиночное затворничество может пойти во вред. Для начала мы насто­ятельно советуем несколько раз испробовать груп­повое затворничество с обетом молчания. К тому же краткие периоды затворничества — всего в один день или полдня — уже дают великолепные резуль­таты. Затворничество сроком в полдня начинает­ся после обеда, а заканчивается на утро следую­щего дня; ночь следует проспать в комнате, спе­циально отведённой для занятий. Однодневное затворничество начинается примерно за час до отхода ко сну, продолжается весь следующий день и заканчивается примерно через час после пробуж­дения на третий день. Эти добавочные часы нуж­ны для того, чтобы предварить и завершить зат­ворничество сеансами медитации. Желательно, чтобы в комнате не было предметов, способных вас отвлечь. Читать в период затворничества не сле­дует. Выполняйте практики, описанные в этой книге, а промежутки заполняйте ходячей медита­ций или несложными физическими упражнения­ми. Ходить следует очень медленно и сосредото­ченно, стараясь обнаруживать осознание в каждом движении.

ВНЕШНЕЕ ВРЕМЯ

 

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о том, как выделять время для практики. Как мне сделать четыре йоги частью своей жизни?

Кхандро Дечен: Вам надо наблюдать за собой и за тем, как вы организуете свой день, как используете своё время, как чувствуете себя в разное время суток. У каждого бывают свои спады и подъёмы. Общего правила для всех не существует. Одно и то же время суток одним подойдёт прекрасно, а другим — нет. Прежде всего, вы должны научиться использовать своё время наиболее эффективно.

Вообще считается, что для сидения отлично подходят утренние часы, сразу после пробуждения. Но если вы из тех, кто ощущает прилив бодрости только по но­чам, эта рекомендация лишь отпугнёт вас. Если вы ведёте ночной образ жизни, возможны два альтернативных варианта: либо перестройте свои биологические часы (плавно и постепенно, отведя на это не­сколько месяцев), либо примите себя таким, какой вы есть, и подберите себе наилучшее время для прак­тики самостоятельно. Желательно, конечно, пере­строить внутренние часы, поскольку жизнь в разла­де с естественным циклом смены света и темноты обычно истощает силы организма. Бодрствуя в тём­ное время суток и проводя во сне дневные часы, вы рискуете утратить энергетическое равновесие. А это может повлечь за собой подавленность и раздражительность (имейте это в виду, если вы работаете в ночную смену!). Солнечный свет — залог бодрости и свежести, и, если вам приходится работать по ночам, повесьте у себя в комнате лампы дневного света, что­бы хоть немного смягчить последствия ночного об­раза жизни. Если утреннее сидение даётся вам слиш­ком тяжело, оно всё равно не будет приносить за­метной пользы, и в результате вы просто бросите это занятие. Поэтому выполнять упражнения надо имен­но тогда, когда вы чувствуете себя свежим и бодрым. Практиковать сидение рано утром после пробужде­ния советуют ещё и потому, что это время — уникальный момент в потоке нашего опыта. Ночью, во сне, понятийное мышление тоже работает вовсю, но, по крайней мере, вы получаете передышку от привыч­ных понятийных структур, присущих мышлению во время бодрствования. В момент пробуждения на нас не давит груз накопившихся за день понятийных структур. Момент пробуждения — это просвет меж­ду двумя столпотворениями ментальных схем. Если вам удастся просто пребывать в этой открытости, это уже само по себе будет медитацией. И в момент пробуждения гораздо легче будет позволить этому состоянию открытости расширяться естественным образом.

Нгакпа Чогьям: Но многим нелегко вставать рано ут­ром. Одна из основных проблем здесь — ступор, в который мы впадаем между пробуждением и соб­ственно подъёмом. Если только вас не побуждают к подъёму какие-то неотложные дела, этот ступор, как правило, затягивается довольно надолго. И хуже всего то, что он воспринимается как исключитель­но приятный и комфортный. Людям трудно пове­рить, что оставаться в этом состоянии полудрёмы нежелательно. Когда мы говорим о нём с осуждени­ем, многие нервничают и выдвигают всевозможные аргументы в его защиту, заявляют, что без этого нет настоящего отдыха. А мы обычно отвечаем: «Это всё равно, что заявить, будто вам нужно побыть немно­го в напряжении, чтобы расслабиться». Этот дре­мотный ступор на самом деле только утомляет. Из-за него вы лишаетесь свежести, которую могли бы обрести, встав с постели быстрее, резче и целеуст­ремлённее. Единственно верный способ подъёма — вставать с постели немедленно по пробуждении. Постепенное пробуждение истощает силы. В этом дремотном ступоре вас посещают причудливые и неприятные сновидения, в которые то и дело вторгаются фантазии, типичные для бод­рствования. Сознание сна и сознание бодрствова­ния перемешиваются. Не мешает вспомнить, что вся буддийская практика в целом ориентирована на про­буждение. Связав идею пробуждения от сна иллюзий с пробуждением от ночного сна, вы сделаете ог­ромный шаг вперёд на пути практики. Всё, что способствует бодрости и осознанию присутствия, — ценно и благотворно.

Кхандро Дечен: Встав с постели, можно быстро умыть­ся и энергично растереться полотенцем — это очень помогает. Но постарайтесь приступить к сидению как можно быстрее после того, как проснётесь. Если вам холодно, закутайтесь в теплое одеяло. Но обо­греватель лучше не включать, потому что в жаре и духоте вас начнёт клонить в сон.

Нгакпа Чогьям: Многие укрываются специальным по­крывалом для медитации, которое не используют больше ни для каких целей. Желательно подобрать покрывало тёмно-бордового или красного цвета1. В традиции тибетского буддизма красный — это цвет энергии, причём энергии особого рода — спо­койной и безмятежной, как раз такой, какая необ­ходима для сохранения бодрости и бдительности во время практики. В ранних школах буддизма пред­почтение отдавали жёлтому цвету как символу чис­тоты. Но затем начались гонения на буддистов со стороны последователей философских течений крайнего толка2.

1 В традиции Аро Тер используют красный, а не бордо­вый цвет. Аро Лингма советовала вернуться к красному цве­ту, изначально рекомендованному Падмасамбхавой. Крас­ный — это цвет солнечного канала.

2 Так называемых тиртхиков — приверженцев монизма, дуализма, нигилизма или этернализма.

 

Именно в этот период Падмасамбхава и провозгласил, что следует носить красные одеяния как объективный символ силы на пути практики. Не последнюю роль сыграло и то, что тиртхики стали носить жёлтые одежды. А жёлтый цвет для буддийских одежд изначально был принят потому, что первые буддийские монахи выстирали свои первые одеяния в серном источнике. Ученики Будды Шакьямуни спросили его, во что им надле­жит одеваться, и тот велел им собрать старые тряп­ки на деревенской свалке, выстирать в близлежа­щем источнике и сшить из них одежды. В серном источнике тряпки окрасились в жёлтый цвет, и так было положено начало традиции жёлтых одеяний. Когда же тибетские буддисты по указанию Падмасамбхавы решили носить красные одежды, един­ственной доступной по цене красной краской ока­зался краситель с коричневато-бордовым оттенком, получаемый из одного местного травянистого рас­тения. Так бордовый и стал традиционным цветом одежд тибетских буддистов. Исключение составили последователи школы гелук, которые вернулись к жёлтому цвету, согласно решению Дже Цонгкапы, объявившего, что времена изменились и чистота в практике теперь важнее, чем сила в противоборстве враждебным влияниям.

Кхандро Дечен: Используя символические цвета в своём окружении, вы создадите благоприятные условия для развития энергии во время практики. Чем внимательнее вы отнесётесь к подбору пред­метов, которыми будете пользоваться во время занятий, тем активней они будут пробуждать в вас чувство особого времени, посвящённого практи­ке. Покрывало, равно как и подушка или стул, обретёт для вас совершенно особое, неповторимое значение. Забота, с которой вы будете извлекать эти предметы из шкафа, и укладывать их обратно после занятий, станет частью вашей практики. И предметы, с которыми обращаются подобным образом, сами по себе способствуют практике: с их помощью вам становится легче настроиться на дух занятий.

Вопрос: Когда знакомые говорят мне, что сидят каж­дый день по часу, а то и дольше, я начинаю сомневаться в себе. Если я не могу заниматься так долго, имеет ли смысл сидеть вообще?

Кхандро Дечен: Имеет смысл сидеть столько, сколько вам удаётся. Главное — заниматься каждый день. Не поддавайтесь соблазну сидеть дольше, чем вы можете. Иначе вы начнёте подыскивать себе оправдания, чтобы пропустить занятия, и в конце концов, почувствуете, что у вас ничего не получа­ется. Ваша задача — укреплять в себе уверенность, так что продвигайтесь в удобном для вас темпе. Если вам удаётся сидеть всего пять минут в день, при этом действительно оставляя всё как есть и ни в чём не нуждаясь, это гораздо лучше, чем вообра­жаемые успехи тех, кто мнит себя профессионала­ми в медитации. Это же не состязание. А если вы состязаетесь с другими — это уже непрактика. Начните с того, что можете выполнить без труда, и ежедневно отводите на сидение это время. Лучше сидеть по пять-десять минут каждый день, чем по часу от случая к случаю. Самое главное — зани­маться ежедневно. Сидение должно войти в есте­ственный поток и структуру вашей повседневной жизни. Особость сидения невозможно постичь, пока оно не станет обыденным, пока вы не будете сидеть каждый день. И соответственно, не став обыденным, оно никогда не станет особым. Осо­бость сидения не сводится к тому времени, кото­рое вы отводите для практики. Она пронизывает собою и весь опыт повседневной жизни, придавая вашему бытию открытость и свободу. Старайтесь практиковать не только в отведённое для этого вре­мя, но и в другие моменты. В течение дня нередко выпадает случай остановиться и войти в состояние осознания. Такие краткие упражнения насыщают ваш повседневный опыт чувством открытости: вы всё отчётливее видите, как сами ввергаете себя в заблуждения и разочарования.

Нгакпа Чогьям: Ежедневная практика сидения подго­тавливает почву для других мгновений открытости в течение дня.

Кхандро Дечен: Важно также правильно выбрать место для сидения. По большому счёту, сидеть можно где угодно, но в относительном смысле место и сопут­ствующая ему атмосфера оказывают на нас замет­ное влияние. Не каждый может отвести специаль­ную комнату, но желательно обустроить особый уголок у себя дома, где вы сможете сидеть, чувствуя при этом, что вы находитесь именно там, где должны.

Нет смысла практиковать сидение среди сваленных в беспорядке вещей.

Нгакпа Чогьям: Если вы просто сидите где попало, не чувствуя своего окружения, то накапливаете в себе неупорядоченную, неряшливую энергию. Вообще-то, практиковать сидение где угодно и при любых обстоятельствах возможно, но для этого нужно смотреть на вещи с абсолютной точки зрения. А до тех пор, пока вы находитесь на ступени относитель­ного восприятия мира, одни ситуации остаются для вас благоприятными, а другие — неблагоприятны­ми. Если место, в котором вы сидите, отвлекает вас вместо того, чтобы настраивать на стремление к реализации, добиться успехов в практике будет трудно.

Кхандро Дечен: Надо быть щедрым — не скупиться на уважение к собственной практике. Надо уважать свои намерения. Ведь если вы приглашаете в гости привлекательного человека, с которым хотите завя­зать романтические отношения, вы непременно по­заботитесь о том, чтобы создать благоприятную для этого обстановку.

Вопрос: Но некоторым людям не хватает средств...

Кхандро Дечен: Да, но как бы вы ни были бедны, вы можете проявить заботу и приложить какие-то уси­лия, чтобы создать себе приятное окружение. Ти­бетские беженцы в Гималаях очень бедны, но в до­мах у них всегда красиво и чисто. Они оклеивают стены газетами и, когда удаётся, цветными вклей­ками из журналов National Geographic. Они сажают цветы в раскрашенные банки из-под консервов. Одним словом, они стараются извлечь всё самое лучшее из того немногого, что у них есть.

Нгакпа Чогьям: Тибетские дома всегда кажутся откры­тыми и яркими, они производят впечатление како­го-то естественного благородства. Так что даже если вы живёте в нищете и не можете изменить свою жизнь к лучшему, у вас всё же остаётся возможность свободно выразить своё врождённое человеческое достоинство. И наоборот, если вы сказочно богаты, живёте в неопрятной, неряшливой обстановке, то окружающая вас атмосфера препятствует практике. Последователи тибетской традиции используют богатую, сложную образность и различные приёмы воздействия на чувства, чтобы создать обстановку, благотворную для практики. Это не значит, что нуж­но выстроить себе тибетский храм для сидения, — нет, необязательно даже выделять отдельную ком­нату. Но всё же необходимо приложить некоторые усилия в знак почтения к практике, которой вы на­мереваетесь заняться.

Вопрос: Я заметил, что в месте, отведённом для сиде­ния, полезно держать какой-нибудь предмет, на ко­тором можно сосредоточиться, например, карти­ну, которая побуждает меня практиковать.

Кхандро Дечен: Открыть глаза и взглянуть непредубеж­дённым, свободным от условностей взглядом на об­раз, пробуждающий сознание, например, на изобра­жение Падмасамбхавы или Еше Цогьял, — это дей­ствительно полезно и помогает сосредоточиться.

Вопрос: Но не буду ли я тогда думать об этом образе или вырабатывать какое-то отношение к нему?

Кхандро Дечен: Нет. Нужно просто слегка расфокуси­ровать взгляд и смотреть на изображение до тех пор, пока шум мыслей не станет тише. Можно зажечь свечу или включить ночник. Ароматические палоч­ки тоже помогают создать благоприятную для прак­тики атмосферу.

Вопрос: Но по большому счёту, всё это необязатель­но, да?

Кхандро Дечен: Разумеется. Но поскольку вся наша жизнь полна ритуалов, проведение творческого ри­туала помогает настроиться на открытость. Что ка­сается соотношения между абсолютным и относительным подходом, здесь важно не соблазняться идеей абсолютного взгляда на вещи. Некоторым людям кажется, будто они сразу могут рассматри­вать всё «по большому счёту». Но пока они не разо­вьют в себе открытость до такой степени, чтобы на самом деле найти себя в абсолютной реальности, таким подходом они попросту лишают себя поддер­жки и источников вдохновения. Ход практики за­висит от времени, места и самого человека, и все эти факторы нужно учитывать во взаимосвязи друг с другом. Когда у вас сложится точное и определён­ное представление о том, как следует приступать к занятиям, проанализируйте обстоятельства, в кото­рых вы находитесь, и постарайтесь понять, какую из них можно извлечь пользу. Наблюдайте за собой и учитесь чувствовать, что согласуется с вашими личными обстоятельствами, а что — нет.

Вопрос: Вы сказали, что медитировать по пять минут в день, если удаётся делать это по-настоящему пра­вильно, лучше, чем сидеть по часу или дольше. Однако мне не раз говорили, что нужно обязатель­но сидеть не меньше одного часа в день и что про­должительность сеансов медитации — это решаю­щий фактор.

Нгакпа Чогьям: Разумеется, сидеть по часу в день — это хорошо и полезно. Но мы хотим подчеркнуть, что качество важнее продолжительности, посколь­ку некоторые люди не практикуют по-настоящему, а просто выполняют привычную последовательность движений — имитируют сидение. Если вы способ­ны сидеть по часу в день и соблюдать дисциплину, это очень ценно. Но что, если эта дисциплина нач­нёт раздражать вас? Что, если у вас нет времени на ежедневное часовое сидение? Что, если у вас воз­никнет напряжённая эмоциональная ситуация и этот час сидения станет причинять вам боль или вызывать клаустрофобию? Кое-кто во время этого часового сидения попросту дремлет. Кое-кто — гре­зит наяву. А у иных дремота чередуется с обрывка­ми каких-то смутных, расплывчатых мыслей.

Вопрос: А в дзадзэн наставник ходит среди медитиру­ющих учеников с палкой, чтобы те не задремали и всё время помнили, что они на самом деле должны делать.

Нгакпа Чогьям: Да. Это удобно. Но если вы сидите в одиночестве, кто тогда напомнит вам о дисциплине?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: