Вопрос: Перспектива сидячей медитации наверняка смутит некоторых людей, особенно тех, кому такая поза по состоянию здоровья доставляет физические неудобства. Не могли бы вы прокомментировать эту проблему?
Кхандро Дечен: По идее, в том, чтобы просто сидеть и пребывать там, где мы есть, не должно быть ничего сложного. Однако на деле это оказывается совсем непросто. Если человек в разладе с самим собой, сидение может потребовать от него колоссальных усилий. Простота сидения может обернуться для него почти заведомо проигранной битвой с неусидчивостью, раздражительностью и сонливостью.
Нгакпа Чогьям: Да, и об этом следует помнить. На самом же деле для успешной практики ши-не необходимо учиться чувствовать своё тело. Нужно физически запомнить состояние естественного равновесия и гармонии.
Кхандро Дечен: Первое, что нужно запомнить относительно сидения, — что вам должно быть удобно. Главное, что мешает вам почувствовать себя удобно, — представление о том, что нужно якобы опираться спиной на спинку стула или на стену. Привычные представления об удобстве зачастую мешают воспринять то, что удобно по-настоящему. И сильнее всего от этих привычек страдает спина. Учиться чувствовать себя удобно — это настоящее искусство. Овладевая им, вы познаёте тайны собственного тела.
|
|
Вопрос: По-моему, чувствовать себя удобно — очень важно. Трудно сосредоточиться на практике, если тебя отвлекают боли в спине...
Нгакпа Чогьям: Действительно, не отвлекаться па позу очень важно. Но это вовсе не значит, что мы должны напрочь забыть о своём теле и раствориться и каких-то заоблачных высотах, отделившись от плоти и крови, от сухожилий, кожи и костей.
Вопрос: Кхандро Дечен, вы говорили, что главное в практике четырёх йог — естественное положение спины в позе сидя. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
Кхандро Дечен: Поза должна помогать нам расслабляться не теряя бдительности. Расслабление должно сочетаться с бдительностью, а в позе лёжа это проблематично. Лежать, конечно же, удобно, но в такой позе вас быстро одолеет дремота. Можно сидеть на хорошем устойчивом стуле — но только так, чтобы ваши бёдра и спина находились под прямым углом друг к другу. Это совет не только для пожилых людей. На стуле может сидеть любой, независимо от возраста и прочих обстоятельств: такая поза ничем не хуже других, рекомендованных наставниками. Подойдёт любой мягкий стул с прямой спинкой. Когда спина находится в естественном положении, таз тоже располагается естественно и никаких усилий для поддержания правильной позы не требуется. А это идеально для ши-не. Но воспользоваться стулом удаётся не всегда. В путешествии, в походе, на природе или где-то в компании придётся прибегнуть к другим методам сидения.
|
|
Нгакпа Чогьям: Полезно будет рассмотреть традиционные позы — не только потому, что они получены путём передачи,но и потому, что они расширяют спектр ваших возможностей. Нужно экспериментировать самостоятельно, чтобы понять, что вам доступно, а что — нет.
Вопрос: По-моему, большинство людей, начинающих практиковать ши-не, сразу же решают про себя, что сидеть следует со скрещенными ногами.
Нгакпа Чогьям: Да. И к несчастью, из-за этого у большинства сразу же складывается впечатление, будто ши-не — практика чуждая, разработанная для жителей Востока, с детства привыкших сидеть в подобной позе.
Кхандро Дечен: Если просто сесть на подушку и скрестить ноги, то в теле неизбежно возникнет болезненное напряжение, которое будет вас отвлекать. Ведь колени при этом окажутся выше ягодиц. А из-за этого возникнут две проблемы. Во-первых, при таком положении ног таз отклоняется назад и спина лишается устойчивой опоры. В результате вы будете либо наклоняться вперед, пытаясь удержать равновесие, что вызовет боль в пояснице (и сонливость), либо стараться выпрямить спину. От постоянных усилий, необходимых для поддержания прямой спины в такой позе, вы быстро устанете и опять-таки разболится поясница. И этих проблем вы не избегнете, даже если прислонитесь спиной к стене (что в тибетской традиции считается недостойным). Во-вторых, из-за того что колени будут выше ягодиц, ноги у вас быстро затекут и онемеют. И, пытаясь подняться на ноги по окончании сеанса сидения, вы всякий раз будете переживать несколько неприятных минут. Короче говоря, такая поза неустойчива. Она может стать одним из самых серьёзных препятствий на первом этапе практики. Но избавиться от всех этих проблем очень просто: достаточно найти такую позу, в которой ягодицы будут располагаться выше колен.
МИРСКАЯ ОТКРЫТОСТЬ
Вопрос: Не будет ли полезнее отказаться от всех прочих занятий и обязательств и всецело сосредоточиться на практике?
Кхандро Дечен: Нет. Скорее всего, нет.
Нгакпа Чогьям: Вот именно. Видите ли, метод дзогчена — это, прежде всего, метод воссоединения, и для западного мира такой подход сейчас очень актуален. Чтобы практиковать по-настоящему, совсем не обязательно отказываться от личных отношений, от работы и семьи, дабы пропасть без следа где-то в горах Непала или Индии, — какой бы духовной романтикой ни веяло от подобной перспективы. Мы призываем к бегству в реальность, а не от реальности.
Кхандро Дечен: Все мы рано или поздно сталкиваемся с вопросом о том, как перешагнуть в свой практике определённый рубеж. Некоторые из вас действительно могут решить отречься от мирской жизни и погрузиться в практику, но это далеко не всегда полезно. Лично я не сторонница крайностей. Скорее, меня воодушевляет мысль о том, что каждый человек может включить практику этого рода в свою повседневную жизнь.
Нгакпа Чогьям: Но при этом всё равно остаётся проблема времени и тот факт, что времени всегда не хватает.
Кхандро Дечен: Если вы хотите подняться на более высокий уровень практики, не порывая с обычной мирской жизнью, либо примите эту ситуацию как она есть — и пусть практика развивается своим чередом, в своём темпе, либо время от времени уходите в затворничество.
Нгакпа Чогьям: Способность принять ограничения, которые налагает на практику повседневная жизнь, — это достойный образ жизни, нисколько не тормозящий ваше развитие. Слишком уж часто люди предаются практике с излишним усердием и берут на себя слишком много — так что рано или поздно все их достижения рушатся, ибо обнаруживается, что всё это время они жили в каком-то выдуманном мире. Очень легко захотеть стать великим адептом — у каждого из нас могут рождаться подобные желания и устремления, но если вы не сможете оставаться самим собой, практикуя на таком уровне, то вообще ничего не достигнете.
|
|
Вопрос: Но каким же образом мне прорваться сквозь это ощущение тупика? Мне кажется, что я застрял на одном уровне опыта и никуда больше не двигаюсь.
Нгакпа Чогьям: Чтобы прорваться сквозь это состояние стабилизации опыта, которое вы воспринимаете как преграду на пути к дальнейшему развитию, можете прибегнуть к практике затворничества. Тибетское слово цам (т Tshams), которое обычно переводят как «затворничество», в буквальном смысле означает «пределы, границы». Суть в том, что вы устанавливаете пределы,в рамках которых будете практиковать. Затворничество может быть как одиночным, так и групповым. Продолжаться оно может час, день, неделю, месяц, год или три года. Оно может быть как открытым, так и закрытым; вы можете поддерживать связи с внешним миром, а можете и полностью пресечь их на всё время затворничества.
Какой бы тип затворничества вы ни избрали, вы сами устанавливаете себе пределы — а затем неукоснительно следуете принятому решению.
Кхандро Дечен: Сидение в группе — полезный опыт, дающий поддержку и утверждающий вас на пути индивидуальной практики, это очень благоприятно скажется на вашей личной работе. Чем дальше вы продвигаетесь на пути практики, тем более важную роль играет духовная взаимопомощь. Осознав это, начните помогать другим. Как только вы признаете, что открывающееся вам блаженство необходимо разделять с другими людьми, само намерение помогать превратится для вас в источник вдохновения и поддержки. Вы сможете посвятить свои собственные успехи освобождению всех, кто ещё не может сосредоточиться на своей безначальной просветлённости. По большому счёту, каждый из нас одинок на пути практики, но на ином, относительном уровне все мы можем помогать друг другу.
|
|
Кроме того, существует традиция групповых обетов молчания — разновидность затворничества, способствующая интенсивной практике. Групповое затворничество может принести вам необычайно глубокий опыт взаимопомощи: вы будете поддерживать друг друга самим своим присутствием, сердечным теплом и спокойствием. Быть вместе с другими, обходясь без слов, значит перейти на иной уровень общения, основанный на общности времени и пространства. Кроме того, в группе легче соблюдать все требования практики. Поэтому групповое затворничество может сдвинуть вас с мёртвой точки, вывести из тупика и в корне изменить характер ваших ежедневных медитаций. Но главное здесь — не цепляться за эти перемены и не пытаться превратить их в свою собственность или самоопределение.
Нгакпа Чогьям: Групповое затворничество — хорошая основа для затворничества одиночного — самой интенсивной разновидности практики и самого действенного метода преображения наших представлений о себе. Но не торопитесь к нему прибегнуть: без должной подготовки одиночное затворничество может лишь разочаровать вас, а то и подвергнуть опасности.
Кхандро Дечен: Найти наставника, который даст вам все необходимые указания, может оказаться нелегко, поэтому мы изложим общие рекомендации для тех, кто обрёл достаточный опыт в практике сидения и готов к одиночному затворничеству. Уединиться на краткий срок можно и у себя дома, но если вы решились на длительное затворничество, то придётся просить о приёме в специальный центр, где вам обеспечат подходящее питание и где вы при необходимости сможете обратиться за наставлением к ламе или опытному учителю медитации.
Нгакпа Чогьям: Удаляться в одиночный затвор дольше, чем на выходные дни, мы не советуем.
Кхандро Дечен: Да-да, и не пытайтесь сидеть дольше, чем позволяет ваше физическое состояние. Если вы обычно сидите всего лишь по часу в день, значит, вы ещё не готовы к длительному затворничеству. Ваши ноги не привыкли к нагрузке. Так что не мучайте себя понапрасну и не пытайтесь вырваться за пределы своих ограничений. Вообще говоря, ограничения бывают двух типов: жёсткие и нежёсткие. Если вы не будете стремиться преодолеть нежёсткие ограничения, но никогда ничего не добьётесь. Но если вы попытаетесь прорваться за границы жёстких ограничений, то лишь навредите себе и разочаруетесь в своей цели. Помните, что осознание развивается постепенно. В том, чтобы перетерпеть боль в ногах, нет ничего плохого, но нужно внимательно следить за собой, чтобы целеустремлённость не превратилась в мазохизм. Если вы удалитесь в затвор раньше времени, то прибегнуть второй раз к этой практике уже не захотите.
Вопрос: Насколько я понимаю, приобрести опыт одиночного затвора очень важно, и мне хотелось бы знать, как этого добиться. Кажется, это идеальный способ выйти на верный путь. По-моему, таким образом можно сломать многие барьеры.
Нгакпа Чогьям: Не стоит удаляться в затворничество без совета Учителя, и тем более неразумно прибегать к этому методу преждевременно: вы рискуете отбить себе охоту к практике на всю жизнь! В большинстве буддийских центров тех, кто желает удалиться в затвор, принимают только с разрешения наставника. Возможно, вам придётся пройти собеседование с руководителем центра и тот определит, готовы ли вы к подобному испытанию. Чтобы затворничество пошло вам на пользу, нужно как следует подготовиться, а иначе вы не сможете усвоить и переработать приобретённый опыт.
Вопрос: Вы сказали, что не рекомендуете удаляться в затворничество дольше, чем на выходные. Не могли бы вы уточнить, какой именно промежуток времени вы подразумевали?
Нгакпа Чогьям: С вечера пятницы до утра понедельника.
Вопрос: А дольше нельзя?
Нгакпа Чогьям: Прежде надо спросить совета у наставника. И желательно сделать это непосредственно перед тем, как вы удалитесь в затворничество.
Кхандро Дечен: Неподготовленному человеку даже такое сравнительно недолгое одиночное затворничество может пойти во вред. Для начала мы настоятельно советуем несколько раз испробовать групповое затворничество с обетом молчания. К тому же краткие периоды затворничества — всего в один день или полдня — уже дают великолепные результаты. Затворничество сроком в полдня начинается после обеда, а заканчивается на утро следующего дня; ночь следует проспать в комнате, специально отведённой для занятий. Однодневное затворничество начинается примерно за час до отхода ко сну, продолжается весь следующий день и заканчивается примерно через час после пробуждения на третий день. Эти добавочные часы нужны для того, чтобы предварить и завершить затворничество сеансами медитации. Желательно, чтобы в комнате не было предметов, способных вас отвлечь. Читать в период затворничества не следует. Выполняйте практики, описанные в этой книге, а промежутки заполняйте ходячей медитаций или несложными физическими упражнениями. Ходить следует очень медленно и сосредоточенно, стараясь обнаруживать осознание в каждом движении.
ВНЕШНЕЕ ВРЕМЯ
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о том, как выделять время для практики. Как мне сделать четыре йоги частью своей жизни?
Кхандро Дечен: Вам надо наблюдать за собой и за тем, как вы организуете свой день, как используете своё время, как чувствуете себя в разное время суток. У каждого бывают свои спады и подъёмы. Общего правила для всех не существует. Одно и то же время суток одним подойдёт прекрасно, а другим — нет. Прежде всего, вы должны научиться использовать своё время наиболее эффективно.
Вообще считается, что для сидения отлично подходят утренние часы, сразу после пробуждения. Но если вы из тех, кто ощущает прилив бодрости только по ночам, эта рекомендация лишь отпугнёт вас. Если вы ведёте ночной образ жизни, возможны два альтернативных варианта: либо перестройте свои биологические часы (плавно и постепенно, отведя на это несколько месяцев), либо примите себя таким, какой вы есть, и подберите себе наилучшее время для практики самостоятельно. Желательно, конечно, перестроить внутренние часы, поскольку жизнь в разладе с естественным циклом смены света и темноты обычно истощает силы организма. Бодрствуя в тёмное время суток и проводя во сне дневные часы, вы рискуете утратить энергетическое равновесие. А это может повлечь за собой подавленность и раздражительность (имейте это в виду, если вы работаете в ночную смену!). Солнечный свет — залог бодрости и свежести, и, если вам приходится работать по ночам, повесьте у себя в комнате лампы дневного света, чтобы хоть немного смягчить последствия ночного образа жизни. Если утреннее сидение даётся вам слишком тяжело, оно всё равно не будет приносить заметной пользы, и в результате вы просто бросите это занятие. Поэтому выполнять упражнения надо именно тогда, когда вы чувствуете себя свежим и бодрым. Практиковать сидение рано утром после пробуждения советуют ещё и потому, что это время — уникальный момент в потоке нашего опыта. Ночью, во сне, понятийное мышление тоже работает вовсю, но, по крайней мере, вы получаете передышку от привычных понятийных структур, присущих мышлению во время бодрствования. В момент пробуждения на нас не давит груз накопившихся за день понятийных структур. Момент пробуждения — это просвет между двумя столпотворениями ментальных схем. Если вам удастся просто пребывать в этой открытости, это уже само по себе будет медитацией. И в момент пробуждения гораздо легче будет позволить этому состоянию открытости расширяться естественным образом.
Нгакпа Чогьям: Но многим нелегко вставать рано утром. Одна из основных проблем здесь — ступор, в который мы впадаем между пробуждением и собственно подъёмом. Если только вас не побуждают к подъёму какие-то неотложные дела, этот ступор, как правило, затягивается довольно надолго. И хуже всего то, что он воспринимается как исключительно приятный и комфортный. Людям трудно поверить, что оставаться в этом состоянии полудрёмы нежелательно. Когда мы говорим о нём с осуждением, многие нервничают и выдвигают всевозможные аргументы в его защиту, заявляют, что без этого нет настоящего отдыха. А мы обычно отвечаем: «Это всё равно, что заявить, будто вам нужно побыть немного в напряжении, чтобы расслабиться». Этот дремотный ступор на самом деле только утомляет. Из-за него вы лишаетесь свежести, которую могли бы обрести, встав с постели быстрее, резче и целеустремлённее. Единственно верный способ подъёма — вставать с постели немедленно по пробуждении. Постепенное пробуждение истощает силы. В этом дремотном ступоре вас посещают причудливые и неприятные сновидения, в которые то и дело вторгаются фантазии, типичные для бодрствования. Сознание сна и сознание бодрствования перемешиваются. Не мешает вспомнить, что вся буддийская практика в целом ориентирована на пробуждение. Связав идею пробуждения от сна иллюзий с пробуждением от ночного сна, вы сделаете огромный шаг вперёд на пути практики. Всё, что способствует бодрости и осознанию присутствия, — ценно и благотворно.
Кхандро Дечен: Встав с постели, можно быстро умыться и энергично растереться полотенцем — это очень помогает. Но постарайтесь приступить к сидению как можно быстрее после того, как проснётесь. Если вам холодно, закутайтесь в теплое одеяло. Но обогреватель лучше не включать, потому что в жаре и духоте вас начнёт клонить в сон.
Нгакпа Чогьям: Многие укрываются специальным покрывалом для медитации, которое не используют больше ни для каких целей. Желательно подобрать покрывало тёмно-бордового или красного цвета1. В традиции тибетского буддизма красный — это цвет энергии, причём энергии особого рода — спокойной и безмятежной, как раз такой, какая необходима для сохранения бодрости и бдительности во время практики. В ранних школах буддизма предпочтение отдавали жёлтому цвету как символу чистоты. Но затем начались гонения на буддистов со стороны последователей философских течений крайнего толка2.
1 В традиции Аро Тер используют красный, а не бордовый цвет. Аро Лингма советовала вернуться к красному цвету, изначально рекомендованному Падмасамбхавой. Красный — это цвет солнечного канала.
2 Так называемых тиртхиков — приверженцев монизма, дуализма, нигилизма или этернализма.
Именно в этот период Падмасамбхава и провозгласил, что следует носить красные одеяния как объективный символ силы на пути практики. Не последнюю роль сыграло и то, что тиртхики стали носить жёлтые одежды. А жёлтый цвет для буддийских одежд изначально был принят потому, что первые буддийские монахи выстирали свои первые одеяния в серном источнике. Ученики Будды Шакьямуни спросили его, во что им надлежит одеваться, и тот велел им собрать старые тряпки на деревенской свалке, выстирать в близлежащем источнике и сшить из них одежды. В серном источнике тряпки окрасились в жёлтый цвет, и так было положено начало традиции жёлтых одеяний. Когда же тибетские буддисты по указанию Падмасамбхавы решили носить красные одежды, единственной доступной по цене красной краской оказался краситель с коричневато-бордовым оттенком, получаемый из одного местного травянистого растения. Так бордовый и стал традиционным цветом одежд тибетских буддистов. Исключение составили последователи школы гелук, которые вернулись к жёлтому цвету, согласно решению Дже Цонгкапы, объявившего, что времена изменились и чистота в практике теперь важнее, чем сила в противоборстве враждебным влияниям.
Кхандро Дечен: Используя символические цвета в своём окружении, вы создадите благоприятные условия для развития энергии во время практики. Чем внимательнее вы отнесётесь к подбору предметов, которыми будете пользоваться во время занятий, тем активней они будут пробуждать в вас чувство особого времени, посвящённого практике. Покрывало, равно как и подушка или стул, обретёт для вас совершенно особое, неповторимое значение. Забота, с которой вы будете извлекать эти предметы из шкафа, и укладывать их обратно после занятий, станет частью вашей практики. И предметы, с которыми обращаются подобным образом, сами по себе способствуют практике: с их помощью вам становится легче настроиться на дух занятий.
Вопрос: Когда знакомые говорят мне, что сидят каждый день по часу, а то и дольше, я начинаю сомневаться в себе. Если я не могу заниматься так долго, имеет ли смысл сидеть вообще?
Кхандро Дечен: Имеет смысл сидеть столько, сколько вам удаётся. Главное — заниматься каждый день. Не поддавайтесь соблазну сидеть дольше, чем вы можете. Иначе вы начнёте подыскивать себе оправдания, чтобы пропустить занятия, и в конце концов, почувствуете, что у вас ничего не получается. Ваша задача — укреплять в себе уверенность, так что продвигайтесь в удобном для вас темпе. Если вам удаётся сидеть всего пять минут в день, при этом действительно оставляя всё как есть и ни в чём не нуждаясь, это гораздо лучше, чем воображаемые успехи тех, кто мнит себя профессионалами в медитации. Это же не состязание. А если вы состязаетесь с другими — это уже непрактика. Начните с того, что можете выполнить без труда, и ежедневно отводите на сидение это время. Лучше сидеть по пять-десять минут каждый день, чем по часу от случая к случаю. Самое главное — заниматься ежедневно. Сидение должно войти в естественный поток и структуру вашей повседневной жизни. Особость сидения невозможно постичь, пока оно не станет обыденным, пока вы не будете сидеть каждый день. И соответственно, не став обыденным, оно никогда не станет особым. Особость сидения не сводится к тому времени, которое вы отводите для практики. Она пронизывает собою и весь опыт повседневной жизни, придавая вашему бытию открытость и свободу. Старайтесь практиковать не только в отведённое для этого время, но и в другие моменты. В течение дня нередко выпадает случай остановиться и войти в состояние осознания. Такие краткие упражнения насыщают ваш повседневный опыт чувством открытости: вы всё отчётливее видите, как сами ввергаете себя в заблуждения и разочарования.
Нгакпа Чогьям: Ежедневная практика сидения подготавливает почву для других мгновений открытости в течение дня.
Кхандро Дечен: Важно также правильно выбрать место для сидения. По большому счёту, сидеть можно где угодно, но в относительном смысле место и сопутствующая ему атмосфера оказывают на нас заметное влияние. Не каждый может отвести специальную комнату, но желательно обустроить особый уголок у себя дома, где вы сможете сидеть, чувствуя при этом, что вы находитесь именно там, где должны.
Нет смысла практиковать сидение среди сваленных в беспорядке вещей.
Нгакпа Чогьям: Если вы просто сидите где попало, не чувствуя своего окружения, то накапливаете в себе неупорядоченную, неряшливую энергию. Вообще-то, практиковать сидение где угодно и при любых обстоятельствах возможно, но для этого нужно смотреть на вещи с абсолютной точки зрения. А до тех пор, пока вы находитесь на ступени относительного восприятия мира, одни ситуации остаются для вас благоприятными, а другие — неблагоприятными. Если место, в котором вы сидите, отвлекает вас вместо того, чтобы настраивать на стремление к реализации, добиться успехов в практике будет трудно.
Кхандро Дечен: Надо быть щедрым — не скупиться на уважение к собственной практике. Надо уважать свои намерения. Ведь если вы приглашаете в гости привлекательного человека, с которым хотите завязать романтические отношения, вы непременно позаботитесь о том, чтобы создать благоприятную для этого обстановку.
Вопрос: Но некоторым людям не хватает средств...
Кхандро Дечен: Да, но как бы вы ни были бедны, вы можете проявить заботу и приложить какие-то усилия, чтобы создать себе приятное окружение. Тибетские беженцы в Гималаях очень бедны, но в домах у них всегда красиво и чисто. Они оклеивают стены газетами и, когда удаётся, цветными вклейками из журналов National Geographic. Они сажают цветы в раскрашенные банки из-под консервов. Одним словом, они стараются извлечь всё самое лучшее из того немногого, что у них есть.
Нгакпа Чогьям: Тибетские дома всегда кажутся открытыми и яркими, они производят впечатление какого-то естественного благородства. Так что даже если вы живёте в нищете и не можете изменить свою жизнь к лучшему, у вас всё же остаётся возможность свободно выразить своё врождённое человеческое достоинство. И наоборот, если вы сказочно богаты, живёте в неопрятной, неряшливой обстановке, то окружающая вас атмосфера препятствует практике. Последователи тибетской традиции используют богатую, сложную образность и различные приёмы воздействия на чувства, чтобы создать обстановку, благотворную для практики. Это не значит, что нужно выстроить себе тибетский храм для сидения, — нет, необязательно даже выделять отдельную комнату. Но всё же необходимо приложить некоторые усилия в знак почтения к практике, которой вы намереваетесь заняться.
Вопрос: Я заметил, что в месте, отведённом для сидения, полезно держать какой-нибудь предмет, на котором можно сосредоточиться, например, картину, которая побуждает меня практиковать.
Кхандро Дечен: Открыть глаза и взглянуть непредубеждённым, свободным от условностей взглядом на образ, пробуждающий сознание, например, на изображение Падмасамбхавы или Еше Цогьял, — это действительно полезно и помогает сосредоточиться.
Вопрос: Но не буду ли я тогда думать об этом образе или вырабатывать какое-то отношение к нему?
Кхандро Дечен: Нет. Нужно просто слегка расфокусировать взгляд и смотреть на изображение до тех пор, пока шум мыслей не станет тише. Можно зажечь свечу или включить ночник. Ароматические палочки тоже помогают создать благоприятную для практики атмосферу.
Вопрос: Но по большому счёту, всё это необязательно, да?
Кхандро Дечен: Разумеется. Но поскольку вся наша жизнь полна ритуалов, проведение творческого ритуала помогает настроиться на открытость. Что касается соотношения между абсолютным и относительным подходом, здесь важно не соблазняться идеей абсолютного взгляда на вещи. Некоторым людям кажется, будто они сразу могут рассматривать всё «по большому счёту». Но пока они не разовьют в себе открытость до такой степени, чтобы на самом деле найти себя в абсолютной реальности, таким подходом они попросту лишают себя поддержки и источников вдохновения. Ход практики зависит от времени, места и самого человека, и все эти факторы нужно учитывать во взаимосвязи друг с другом. Когда у вас сложится точное и определённое представление о том, как следует приступать к занятиям, проанализируйте обстоятельства, в которых вы находитесь, и постарайтесь понять, какую из них можно извлечь пользу. Наблюдайте за собой и учитесь чувствовать, что согласуется с вашими личными обстоятельствами, а что — нет.
Вопрос: Вы сказали, что медитировать по пять минут в день, если удаётся делать это по-настоящему правильно, лучше, чем сидеть по часу или дольше. Однако мне не раз говорили, что нужно обязательно сидеть не меньше одного часа в день и что продолжительность сеансов медитации — это решающий фактор.
Нгакпа Чогьям: Разумеется, сидеть по часу в день — это хорошо и полезно. Но мы хотим подчеркнуть, что качество важнее продолжительности, поскольку некоторые люди не практикуют по-настоящему, а просто выполняют привычную последовательность движений — имитируют сидение. Если вы способны сидеть по часу в день и соблюдать дисциплину, это очень ценно. Но что, если эта дисциплина начнёт раздражать вас? Что, если у вас нет времени на ежедневное часовое сидение? Что, если у вас возникнет напряжённая эмоциональная ситуация и этот час сидения станет причинять вам боль или вызывать клаустрофобию? Кое-кто во время этого часового сидения попросту дремлет. Кое-кто — грезит наяву. А у иных дремота чередуется с обрывками каких-то смутных, расплывчатых мыслей.
Вопрос: А в дзадзэн наставник ходит среди медитирующих учеников с палкой, чтобы те не задремали и всё время помнили, что они на самом деле должны делать.
Нгакпа Чогьям: Да. Это удобно. Но если вы сидите в одиночестве, кто тогда напомнит вам о дисциплине?